Беларусь и Россия активно развивают единый авиастроительный комплекс

Взлет разрешен

На Минском заводе гражданской авиации № 407 открылся инновационный комплекс по покраске воздушных судов и их техобслуживанию.

Беларусь будет глубоко интегрирована в программу производства и модернизации российской техники.

— Образец новых компетенций Беларуси, которые будут расширяться, — оценил комплекс Глава Администрации Президента Дмитрий Крутой. 

Подтверждением служит ремонт российского самолета Ту-214 в новом ангаре, где осуществляется полный цикл тех­обслуживания, снятие старого и нанесение нового лакокрасочного покрытия.

«Мы смогли сами покрасить его красителями, которые производятся в Союзном государстве», — отметил вице-премьер белорусского Правительства Петр Пархомчик. Это лишь один из примеров импортозамещения, которое белорусскому и российскому авиапрому предстоит осуществить.

Фундамент такого взаимодействия заложен еще многие десятилетия назад. При СССР и в последующий период Минский авиаремзавод выполнял для российских и зарубежных авиапредприятий капитальный ремонт самолетов советского производства Ту-134, Як-40, Як-42 и многих других.

А относительно недавно завод буквально пережил второе рождение. Он перенесен из центра белорусской столицы за ее пределы на новую площадку вблизи нацио­нального аэропорта Минск. Светлые просторные цеха оснащены самым современным оборудованием, высокопрофессиональный коллектив, не утратив опыт прежних поколений, значительно омолодился. Один лишь пример: старая взлетно-посадочная полоса насчитывала 1600 метров, что ограничивало тоннаж воздушных судов, а нынешняя способна принимать самые большие лайнеры белорусских и российских авиакомпаний.

Все это как нельзя лучше укладывается в парадигму сотрудничества в авиационно-технической сфере, соглашение о котором подписано не так давно главами правительств двух стран. Предусматривается, что Беларусь будет еще более глубоко интегрирована в программу производства и модернизации российской авиа­техники. А предстоит заместить сотни импортных воздушных судов отечественными. По словам Петра Пархомчика, белорусская промышленность получает много предложений от российских партнеров по производству необходимых узлов и деталей и уже подключилась к решению этой амбициозной задачи.

Обновленный российский самолет.

Сегодня Минский завод гражданской авиации № 407 наращивает промышленную кооперацию с авиапредприятиями Ульяновска. Заключен контракт с филиалом АО «АэроКомпозит» на изготовление комплектующих для перспективного пассажирского авиалайнера МС-21. В частности, пояснила первый заместитель председателя правительства Ульяновской области Марина Алексеева, посещая Минский авиазавод, это акционерное общество производит консоль крыла из композитных материалов. И 215 деталей консоли поступают из Минска.

А для филиала ПАО «Ил» — Авиастар Минский завод гражданской авиации кроме комплектующих предложил изготовление наземного оборудования для строительства и обслуживания самолетов. Динамично развивается сотрудничество с Казанским авиазаводом по производству комплектующих для самолета Ту-214. К 2030 году планируется выпускать до 70 лайнеров в год. Так что объем заказов для белорусских смежников будет постоянно возрастать. Предполагается также производить на Минском заводе № 407 покраску новых воздушных судов. 

— Мы хотим быть вмонтированы в ваши процессы по высоким технологиям, — очертил перспективу сотрудничества в авиационно-технической сфере ­­­­Президент Беларуси Александр ­­­­Лукашенко, посещая авиастроительное предприятие в Иркутске. — И второе, это должно быть наше общее дело.
Всего же Россия готова размещать на предприятиях Беларуси заказы по производству авиакомпонентов на 3 — 5 млрд российских рублей в год.
Однако главная цель белорусско-российского сотрудничества в этой сфере — организовать совместное производство многоцелевого двухмоторного самолета для местных авиалиний. Эта идея обсуждается на высоком уровне не один год. И вот соответствующее межправительственное соглашение подписано. Головным исполнителем с российской стороны является АО «Уральский завод гражданской авиации», при этом будут использованы его прежние разработки машин для местных линий. Соисполнителем с белорусской стороны стал ОАО «558 Авиационный ремонтный завод» в городе Барановичи, имеющий многолетний опыт делового сотрудничества с зарубежными партнерами. Двум странам предстоит изготовить около 180 таких машин, из них примерно половину — на белорусской стороне. Соответствующим образом будут поделены и затраты. Предполагается, что первый опытный образец поднимется в воздух уже через несколько лет. Феноменально малый срок для авиации! Так что, возможно, уже вскоре можно будет вновь отправиться в авиапутешествие по Беларуси — сеть местных аэропортов сохранена здесь еще с советских времен.

ДОСЬЕ «СОЮЗА»

Двухдвигательный турбовинтовой белорусско-российский самолет сможет перевозить до 19 пассажиров и грузы, должен будет выполнять широкий спектр авиационных работ, в том числе в отдаленных и труднодоступных районах. Помимо гражданской, он будет востребован в санитарной авиации, МЧС, сможет преодолевать до 1200 км, садиться на грунтовые площадки. Машину назвали «Освей» — в честь Освейского озера, одного из самых больших в Беларуси.

ЦИФРА

180 самолетов для местных авиалиний предстоит изготовить в Беларуси и России.

sob@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter