Удобство и практичность
— Деловой стиль в школе — не просто дань моде. Это своеобразная корпоративная культура для учащихся. Как сохранить баланс между едиными подходами во внешнем виде и креативом в фасонах?
— Знаю, что многие родители, обеспокоенные вопросом анонсированных нововведений, откладывают покупку школьной формы. Хочу заверить: модели советских времен возвращать никто не собирается. Речь идет о введении определенного стандарта — элемента одежды делового стиля для каждого учреждения.
К слову, еще несколько лет назад в рамках пилотного проекта «Школа будущего» многие учебные заведения вместе с производителями определились с общей концепцией делового стиля одежды в учебных заведениях. Например, ученики одной из столичных гимназий носят жилетки с логотипом. Причем одежда отличается по цвету: зеленую надевают ребята в начальных классах, бордовую — старшеклассники.
Единые элементы несут особую смысловую нагрузку. Такой подход делает ребят собранными, дает учащимся возможность выглядеть презентабельно и дисциплинирует, воспитывает гордость за свою школу.
— Какие новинки в этом году предлагают предприятия концерна и по какой стоимости?
— Каждый год мы анализируем продажи школьной одежды, чтобы в коллекциях следующего года учесть не только модные тенденции по цветам и принтам, но и понимать, какие модели пришлись по душе покупателям. Как правило, ежегодно обновляется 60—70 процентов школьного ассортимента. Для его производства используются поливискозные, полушерстяные и смесовые ткани с содержанием хлопка, трикотажные полотна. Все модели соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к детской одежде.
Тенденция последних лет — расширение линейки в стиле casual. Наравне с классическими брюками, юбками, пиджаками во многих коллекциях представлены кюлоты, юбки-шорты, брюки палаццо, бомберы. Некоторые бренды выбирают «безопасную» ткань для оформления карманов, блокирующую излучение мобильных телефонов. Популярностью пользуются изделия из трикотажа. В этом году в продажу поступило около 800 тысяч швейных и трикотажных изделий, 250 тысяч пар различной обуви. Цены на школьную форму в сравнении с прошлым годом выросли приблизительно на 10 %. Это связано с повышением стоимости сырья и комплектующих материалов.
Прибыльная перекройка
— Глава государства актуализировал задачи по работе на российском рынке. Какое обновление ждет белорусский павильон на ВДНХ?— Сегодня важно не просто произвести качественный товар, но и выгодно его продать. Модернизация павильона позволит перевести торговлю в более современный формат, а также увеличить торговые площади и расширить ассортимент товаров. Обновленный объект будет ориентирован не только на розничную торговлю, но и начнет работать как большой белорусский шоурум, где под одной крышей собраны площадки, презентующие товары белорусских производителей: продукты питания, одежду, обувь, посуду и многое другое.
— Наши предприятия опeративно адaптируются к рaботе в новых условиях. На фоне ухода с рынка России западных товаров белорусские изделия станут еще более востребованными?
— Россия и в досанкционные времена была для нашей легкой промышленности одним из стратегических партнеров. Последние месяцы мы делаем акцент на освоении и продвижении своей продукции за Уралом — Иркутск, Барнаул, Владивосток, Екатеринбург. Конечно, там нам приходится конкурировать с китайскими, узбекскими, турецкими производителями. Сегодня важно продвигать имидж качественных белорусских товаров на внешних рынках. Мы активно проводим маркетинговую работу, предоставляя максимальную информацию об ассортиментном перечне и возможностях наших производителей. Только за последние два месяца представители наших предприятий более 50 раз выезжали в различные российские регионы. С июня открылись оптовые склады текстиля в Иваново. Прорабатывается сотрудничество с Оренбургской областью, Новосибирском.
— Легкая промышленность играет большую роль в обеспечении экономической и стратегической безопасности страны. Как западные санкции отражаются на отрасли?
— Самое главное, что все предприятия работают. Где-то поменялись логистические схемы поставок — химии, комплектующих, материалов. Многие организации напрямую сотрудничали с ЕС. Сейчас идет переориентация на турецких и индийских поставщиков. Конечно, все в процессе перестройки. Например, еще есть некоторые проблемы в получении необходимых оттенков красного и черного. Но вопросы решаемы: технологи наших предприятий очень интенсивно работают в этом направлении.
Еще пример: полиамидные нити, необходимые для производства колготок, привозили нам из Италии — на постсоветском пространстве они не производятся. Сейчас выстраиваем новую логистику, ориентируясь на Китай.
Добрушский фарфоровый завод работал с украинской глиной. Пришлось искать ей замену. Протестировали порядка 20 образцов. Замену нашли, подработали рецептуры. Вызовы открывают новые возможности. Главное, активно работать. Сегодня следует делать ставку на нестандартные решения, формы сотрудничества, выходы на новые рынки, кооперацию.
— Белорусским предприятиям приходится работать в условиях жесткой конкуренции. Как заинтересовать покупателя?
— Наши предприятия производят много качественных и недорогих вещей. Потребитель видит, что из белорусской одежды можно создать цельный модный образ. Различные дизайнерские проекты могут поспорить с любым западным брендом в части качества, цены и предоставленных коллекций. По моим наблюдениям, сегодня молодежь не гоняется за дорогими брендами. В образе все просто и лаконично. Главное, чтобы одежда и обувь была качественной и удобной.
Мерч от Президента
— Ярким событием этого года стало открытие уникального магазина одежды с цитатами Главы государства.
— Радует, что этот проект оказался таким успешным. Приобрести обновки с яркими цитатами Президента можно в двух столичных торговых центрах. Среди новых позиций — майки поло с подписью Главы государства, а также шопперы и подушки. К базовым цветам мерча — белому и черному — добавились темно-синий, голубой, меланж. Еще одна новинка — кепка с надписью «Сила в правде» синего цвета. Жители Беларуси часто обращались с просьбой об открытии магазинов мерча в регионах. Мы эти просьбы услышали, и сейчас бренд представлен на всех знаковых массовых спортивно-культурных мероприятиях: фестивалях «Вытокi», «Александрия собирает друзей», «Славянский базар», Форуме регионов Беларуси и России.
Это проект особый. Эксклюзивная одежда подтверждает активную гражданскую позицию. Когда вижу знакомую футболку или худи с цитатами Президента, думаю — наш человек.
БЛИЦОПРОС
— Татьяна Алексеевна, часто вы отправляетесь на шопинг?
— Не скрою, походы по магазинам люблю, но целенаправленно за обновками выбираюсь не часто. Например, открываю магазин в торговом центре и заодно заглядываю за покупками.
— Какие вещи преобладают в вашем гардеробе?
— 80 процентов — деловой стиль.
— Что бы вы посоветовали молодым дизайнерам?
— Рекомендую не бояться самовыражаться, творить, открывать собственный бизнес или вступать в коллаборацию с крупными промпредприятиями. Количество дизайнерских проектов в последние годы заметно выросло. Много творческих молодых людей реализуют свои идеи через производство небольших эксклюзивных коллекций, ведь сегодня массмаркетом Zara или H&M уже никого не удивишь.
— На ваш взгляд, что такое настоящая красота?
— Важно, чтобы внутренний мир и внешний вид, стиль и образ жизни гармонично сочетались. Многие несут свой стиль через время. Общаясь с такими людьми, заряжаешься идеей — причем это касается не только моды. Это может быть наука, творчество, экономика, бизнес. Главное, не проживать жизнь бесцельно. Реализовать себя можно в семье, профессии, волонтерстве, много в чем. Еще не приемлю потребительского отношения к жизни: каждому из нас важно приносить пользу стране, работать и жить во благо.
hilkok@sb.by