Анна Геврасева (слева) и Ольга Арашкевич.
— Мы многое, если не все, сможем сделать сами. Это условие сохранения нашего суверенитета, нужна лишь системная и упорядоченная работа по обеспечению экономической самодостаточности страны. Первейшая задача — как можно быстрее уйти от зависимости и заменить белорусскими аналогами ключевые компоненты для реального сектора экономики. Как вы поняли, я говорю об импортозамещении: от двигателей для БЕЛАЗа, редукторов, гидравлики до ковидной вакцины и отечественных микросхем. Все это у нас есть. Поэтому намеченные планы по импортозамещению являются основой выживания большинства отраслей, позволят уйти от санкционной уязвимости. Вопросу импортозамещения будет уделено Президентом первостепенное внимание в предстоящей пятилетке.
28 января 2022 года, Александр Лукашенко в Послании белорусскому народу и Национальному собранию.
Санкции — это… выгодно?
Импортозамещение для Беларуси не является новым и неизведанным процессом. Начиная с 1997 года внешнеэкономическая политика государства определила его в качестве одного из приоритетов развития. Ольга Арашкевич объясняет:
— В то время это было необходимо для выравнивания сальдо внешнеторгового баланса страны. Эта цель снова актуальна и в условиях беспрецедентного санкционного давления со стороны стран Запада. Для многих белорусских товаров ограничены или закрыты рынки стран ближнего и дальнего зарубежья, затруднены межгосударственные финансовые операции, введен разрешительный порядок ввоза определенных видов товаров под строгим контролем правительств этих стран. Однако все это не останавливает предприятия, а лишь побуждает к еще более активному развитию процессов импортозамещения. Мы не только обязаны воспользоваться сложившейся ситуацией, но и по максимуму извлечь из нее выгоду.
Импортозамещение решает сразу несколько задач: снижение зависимости от импорта, оптимизация затрат и направление высвободившихся финансов на модернизацию отдельных отраслей экономики, диверсификация товарной структуры. В зависимости от страны драйверами могут стать крупные запасы природных ресурсов, большая емкость внутреннего рынка, инвестиции в промышленность за счет сырьевого экспорта. В чем же особенность белорусской модели?
Три столпа
Производство импортозамещающих товаров в Беларуси реализуется по трем направлениям, перечисляет Анна Геврасева:— Есть импортные товары, аналоги которых производятся у нас в недостаточном количестве. Здесь целесообразной представляется модернизация действующих производств. Пример — организации концерна «Беллесбумпром», в отношении которых принят Указ Президента № 529 «О некоторых мерах по развитию деревообрабатывающей промышленности». Был взят курс на модернизацию производств с высокой степенью переработки сырья и обеспечение выпуска качественных изделий с высокой долей добавленной стоимости (Мозырский деревообрабатывающий комбинат, ОАО «Речицадрев», ОАО «Гомельдрев»).
Здесь все понятно, но как быть с товарами, которые в стране не выпускаются?
— Для инвестиционных проектов по налаживанию их производства необходимы источники финансирования, — поясняет Анна Геврасева. — Высокие ставки по кредитам для юридических лиц, жесткие требования к заемщикам и направлениям использования средств вынуждают предприятия использовать кредитные ресурсы в очень ограниченном объеме и только под проекты с высокой коммерческой реализуемостью либо под конкретные заказы на выпуск уже разработанной продукции. Возможности кредитования имеются в Банке развития, которому предоставлено право выдавать кредитные средства в размере 80 % суммы инвестиций в основной капитал по инвестпроекту. Предполагается, что за счет кредитных ресурсов произведенная импортозамещающая продукция будет предназначена для реализации на экспорт. Здесь можно использовать такую форму банковского кредитования, как проектное финансирование, которое предполагает применение софинансирования процентной ставки по кредиту со стороны государства. Для привлечения банков к участию в финансировании долгосрочных инновационных проектов следует предусмотреть систему льгот по налогообложению. Можно предложить полное освобождение прибыли от налогообложения в случае широкомасштабной инвестиционной деятельности банка, например когда 50 % и более банковских активов направлено на долгосрочное кредитование инноваций.
Самой сложной является третья категория — так называемый критический импорт, товары, которые в Беларуси не производят по ряду объективных причин. Как быть с ними?
— Главная задача — сократить потребление такой группы товаров, — подчеркивает Ольга Арашкевич. — Огромную роль играет государственная поддержка на национальном и межнациональном уровнях. В частности, в условиях ЕАЭС Совет Евразийской экономической комиссии одобрил предложение о расширении перечня продукции (1500 товарных позиций), которая может временно ввозиться в ЕАЭС по нулевой ставке таможенной пошлины. В этот список вошла широкая номенклатура товаров критического импорта.
В Беларуси существует национальная система господдержки и развития импортозамещающих производств, включающая в себя целый ряд рычагов — от налоговых льгот до информационной поддержки. Создано и действует 6 свободных экономических зон (СЭЗ), где производители импортозамещающей продукции освобождаются от уплаты налога на прибыль, полученную от реализации товаров (работ и услуг) собственного производства, на экспорт или другим резидентам СЭЗ, не уплачивают таможенные платежи при ввозе материалов и комплектующих, имеют ряд других налоговых льгот. В ближайшем будущем в Беларуси планируют расширить налоговые льготы и в отношении деятельности 18 технопарков.
Время раскрыть потенциал ЕАЭС
Немаловажную роль для развития отечественного импортозамещения может сыграть и членство Беларуси в Евразийском экономическом союзе, убеждены специалисты.— Евразийская экономическая комиссия создала карту индустриализации, содержащую более 180 проектов суммарной стоимостью свыше 300 млрд долларов, и карту развития агроиндустрии, включающую более 170 проектов общей стоимостью 16 млрд долларов, — отмечает Ольга Арашкевич. — Такие базы данных позволяют государствам и бизнесу учитывать накопленный производственный потенциал для формирования кооперационных цепочек. Принимаются и необходимые документы для формирования в ЕАЭС комиссии по кооперации и импортозамещению в приоритетных и высокотехнологичных отраслях экономики. Более четверти ввозимых в ЕАЭС промтоваров на сумму около 70 млрд долларов может быть замещено продукцией национальных производителей. При этом Россия обладает наибольшим потенциалом импортозамещения — 55,7 млрд долларов. У Беларуси он равен 4,3 млрд долларов. У каждой страны есть и своя специфика. В Армении имеется задел на 110,5 млн долларов в производстве пищевых продуктов, в Беларуси готовы выпустить текстильных изделий на дополнительные 385 млн долларов.
Экономисты убеждены, что грамотная политика в сфере импортозамещения и своевременно принятые на государственном уровне решения уже приносят свои плоды. Беларусь оперативно налаживает производство «выпавших» позиций, вплоть до офисной бумаги. Демонстрирует гибкость в освоении новых рынков и переформатировании производственных процессов и соответствующих законопроектов под стремительно меняющиеся реалии. Все, что нас не убивает, делает сильнее. Санкционный удар не стал фатальным. А значит, время быть сильными.
boyarchuk@sb.by