— Вера, позвольте сразу поздравить вас с премьерой в Театре-судии киноактера, где вы сыграли в спектакле по детективной пьесе Агаты Кристи «Мышеловка».
— Благодарю! Свою работу самому оценивать сложно. Спектакль пока отшлифовывается. С творчеством Агаты Кристи приятно работать. Это классика. Есть драматургия, хорошо прописаны характеры.
— Вы волнуетесь перед выходом на сцену?
— Конечно. Волнение присутствует всегда! Даже когда ты просто выходишь на сцену постоять. Перед спектаклями, в которых играла тысячу раз, все равно волнуюсь, переживаю, чтобы все сложилось, звезды совпали и все работало на одну идею. Чтобы все артисты были в форме. Чтобы зритель пришел в зал. Это тоже волнение. Еще какое!
— Насколько для вас важна реакция зрителя, обратная связь с ним?
— Это очень важно. Из-за сложной эпидситуации случались такие дни, когда на сцене было больше людей, чем в зале. Но мы все равно играли. Для молодых актеров это странный момент, а для нас, чья юность пришлась на 90-е, такие сложности вполне обычны. Помнится, мы играли, когда и два человека сидели в зале. Бывало и так. В этом и есть величие актера — играть в полную силу, даже когда в зале сидит всего один зритель.
Новогодняя сказка «Дед Мороз и зеркало волшебства», которую можно будет увидеть в Малом зале Дворца Республики до 7 января 2021 года, окунет в мир перевоплощений и порадует заводными танцами.
— Если вы часто исполняете роль Бабы-яги на «Главной елочке страны», можно ли вас назвать главной Бабой-ягой Беларуси?
— Ну что поделать? На роль Снегурочки уже старовата! (Смеется.) Теперь играю более характерные роли. В этом году подготовили удивительный спектакль с превращениями. Там есть и Кощей, и Кикимора, и Леший, и Оборотень. Нашли мы сказку «Дед Мороз и зеркало волшебства» в электронной библиотеке. До этого переслушали и перечитали сотню произведений. И случайно наткнулись на сказку, которая захватила сюжетом. Построена она на своеобразных перевертышах. В центре внимания — зеркало. Дело в том, что Кикимора, которую в этом году я играю, решила завладеть Новым годом и с помощью волшебного предмета переколдовалась. В кого? Узнаете, когда придете на спектакль в Малый зал Дворца Республики.
— Вам нравится играть женщину, у которой вместо волос зеленая тина? Может, лучше роль Снежной королевы?
— То, чем занимаешься в жизни, обязательно должно нравиться, иначе волшебства не произойдет. Кикимора у меня получилась вся из себя такая романтичная. В прошлом году я играла Мать Ежиху. Это очень добрая, позитивная, можно сказать, розовая героиня. При разработке спектакля стараемся, чтобы было интересно и детям, и взрослым. Чтобы папы и мамы во время сказки не сидели в мобильных телефонах. В этом году спектакль, который мы показывали на «Главной елочке страны» несколько лет назад, повторим на сцене КЗ «Минск». Настолько он понравился зрителям! Там можно будет увидеть меня в роли Бабы-яги.
— Она в вашем исполнении такая позитивная, заводная!
— Да. Новый год — веселый праздник. Поэтому грустить даже Баба-яга никому не позволит. Самое главное, что должно быть в сказке, — какую мораль мы вынесем. Ведь большая часть детей, приходя на новогодние спектакли, впервые соприкасаются с театральным искусством. Задача любого артиста, продюсера, режиссера — внести лепту в воспитательный процесс. К примеру, в спектакле «Как стать Снегурочкой», несмотря на то что Баба-яга не очень добрая, на самом деле она заботилась о своей внучке, хотела порадовать, но случайно натворила неприятных дел по отношению к другим. В прошлогодней сказке «Новогоднее настроение» рассказывалось о том, что главное — не какие игрушки на елке, какие подарки под ней. Настоящая ценность — добрые и верные друзья.
— Ваш сын Артем по традиции снова в роли Нового года?
— Он уже, можно сказать, заслуженный Новый год страны. (Смеется.) На этот раз во Дворце Республики Артем выступает в игровой программе с детьми в зале. И это очень непросто. Интерактив со зрителем требует больше сил и энергии, чем игра на сцене. Кстати, у Артема появились партнеры — ученики детской театральной студии, которую мы открыли в этом году. Все наши воспитанники задействованы на «Елках». Малыши от 6 до 10 лет — в свите Кощея Бессмертного, а ребята постарше — в роли снеговиков.
— Вера, насколько важно, на ваш взгляд, учиться актерскому мастерству, даже если не собираешься стать артистом?
— Обязательно нужно, чтобы ребенок был чем-то занят. Нельзя оставлять детей наедине с компьютером и телефоном. Потому что их умами начнут руководить не очень образованные люди по ту сторону экрана. Уверена, если бы наши дети встретились с некоторыми блогерами вживую, с большинством из них не о чем было бы поговорить.
Очень важно, какие педагоги работают с ребенком. Ведь именно они дают знания и профессию. В нашей театральной студии прекрасные учителя. Недавно к нам присоединилась режиссер Татьяна Самбук, преподаватель ВГИКа. Белорусскую актерскую школу даю я, Олеся Пуховая, Светлана Гусарова, Артем Давидович и другие. Даже если дети не выберут профессию из сферы кино или телевидения, они разовьют коммуникабельность, правильную речь. Пускай станут, например, продавцами, но все навыки, приобретенные в нашей студии, им пригодятся.
— Вам нравится праздник Новый год?
— Каждый год его жду. Даже больше, чем день рождения. Практически все праздники отмечаю на сцене, а вот Новый год — всегда с семьей. На три дня стараюсь замениться в «Елках» и остаюсь дома. Ведь не зря говорят: как Новый год встретишь, так его и проведешь. Я бы хотела встретить его вместе с близкими людьми.
— Как обычно готовитесь к празднованию?
— Не стою у плиты. (Смеется.) Кухарю каждый день в году, а вот 31 декабря отдыхаю. Уезжаем с семьей за город. Муж великолепно готовит оливье и селедку под шубой. Я прошу друзей, чтобы кто-то что-нибудь вкусное захватил по дороге к нам в гости. Всей семьей по традиции наряжаем живую елку. В прошлом году мы ее купили в кадке, высадили во дворе на даче, и она прижилась. Всегда 31 декабря примерно в 7 часов вечера ложусь спать, чтобы в новогоднюю ночь выглядеть свежо и не заснуть сразу после боя курантов.
С детства помню то праздничное настроение, которое царило в доме, когда наряжали елку. Наша семья жила в частном секторе в Минске на улице Богдановича. Искусственных елей тогда не было. Помню, как впервые из-за границы моей прабабушке привезли маленькую искусственную елочку. Она ставила ее на телевизор, наряжала малюсенькими игрушечками. Я приходила в гости полюбоваться на это чудо.
— Какие еще воспоминания храните с детства о зиме, встрече Нового года, каникулах?
— Мы катались на санках, на коньках. В нашем детстве была настоящая зима! Со снегом и морозом! Помню, как расчищали лопатами снег, чтобы выйти из дома. Мама вязала мне теплые штаны из шерсти. И я в них потом бежала с санками на нашу горку, которая называлась Котовкой. Каталась я на ней до ярко-красных щек. А когда приходила домой, в прямом смысле выставляла у печки просушиваться штаны — покрытые льдом, они стояли. Такими же были и варежки.
В Новый год в нашей семье накрывали праздничный стол. Мне разрешали пригласить к себе в гости двух подруг. Мы наедались и бежали играть на улицу. В первый день нового года ждали программу «В гостях у сказки». И сейчас любим с семьей посмотреть художественные фильмы в новогодние праздники. Мне нравятся «Елки», например. Слушаем поздравление Президента, а затем идем гулять на улицу. Шутим, придумываем конкурсы.
— А письмо Деду Морозу в детстве писали? Что просили подарить?
— Куклу, игрушку какую-нибудь. Мои сыновья Артем и Дима, когда были маленькие, всегда писали письма в Беловежскую пущу. И мы с мужем старались максимально долго не разрушать их представление о том, что Дед Мороз существует. Я сама верила в это до лет десяти-двенадцати. В нашем детстве ведь не было интернета.
— Вера, вы больше мечтательница или реалистка?
— Если я что-то для себя решила, то обязательно это получу. Как экономист-менеджер по третьему высшему образованию, составляю план достижения тех или иных целей. Уверена, если просто будешь мечтать, так на этом все и остановится.
— Пишете ли под бой курантов желания на листке бумаги?
— Пишу! Затем, как и положено, сжигаю и выпиваю шампанское вместе с пеплом. Но реализация задуманных планов зависит не от того, выпил ты шампанское с «пеплом желаний» или нет. Смысл в том, что наши мысли материализуются. Все, что мы посылаем в космос, возвращается. Поэтому нужно совершать больше добрых дел. В данный момент главная моя мечта — чтобы дети, зрители, пришли на наши новогодние «Елки». Режиссер должен ставить спектакль, актер — играть, а публика — увидеть это все.
— Поделитесь секретом, как вы умудряетесь все успевать?
— Планирую свой день. В этом мне помогают мой блокнот и быстрый мозг. Например, одному актеру нужно тридцать репетиций, чтобы выучить роль, а мне достаточно десяти. Я научила себя работать с большим количеством информации. Правда, после перенесенного коронавируса память немножко притупилась. Кстати, такие последствия после COVID-19 у многих. Все на это жалуются. Врачи говорят, что пройдет. Я на это очень надеюсь.
— Что вы хотели бы еще успеть сделать до 31 декабря?
— Продать билеты на наши новогодние спектакли.
— А что бы вы пожелали читателям «Народной газеты» в наступающем году?
— Чтобы все отрицательное забылось. Чтобы на первый план вышло умение слушать и слышать друг друга. Желаю совершать больше хорошего и не обижать никого ни словом, ни делом. Здоровья, счастья, благополучия. Мира и добра, дорогие читатели!
— Спасибо за интервью!
kuzmich@sb.by