«Сталкер» Андрея Тарковского считается одной из вершин мирового кинематографа.
За разрешением — в ЦК
В основу «Сталкера» легла повесть братьев Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине»: в начале 1973 года, прочтя недавно вышедшее произведение, Тарковский тут же задумал перенести события книги на киноэкран. К этой идее режиссер вернулся в 1975-м, когда был в трудном положении после сдачи фильма «Зеркало»: гонорар, из которого вычли изрядную сумму за перерасход пленки, разошелся быстро, картина никак не шла в прокат, а у Тарковского часто не находилось денег даже на проезд в транспорте. Чтобы пробить себе возможность заняться делом, режиссеру пришлось обращаться в самую высшую инстанцию — ЦК КПСС. Только тогда ему дали возможность снимать. В 1976 году он начал работу над фильмом. При этом сценарий братьям-фантастам пришлось переделывать восемь или девять раз.Смена натуры
Натура для съемок загадочной Зоны, в которую проводник-Сталкер ведет двух других геров, Писателя и Профессора, была выбрана недалеко от города Исфара. Однако незадолго до начала съемок там произошло 7-балльное землетрясение, были человеческие жертвы, и рисковать никто не захотел. Тарковский перенес натурные съемки в болота под Таллином, на заброшенную электростанцию Эстонской ССР.Актриса или Лариса?
Актеров Тарковский приглашал точечно — только тех, кого видел в конкретных ролях. Сталкер — Александр Кайдановский, Профессор — Николай Гринько, Писатель — звезда «Андрея Рублева», любимец режиссера и друг Анатолий Солоницын. Проблема была с женой Сталкера: режиссер пробовал Марину Неелову, Алису Фрейндлих и свою жену Ларису Тарковскую. Склонялся к последней кандидатуре, но помешал известный своим своеволием, равно как и талантом, оператор Георгий Рерберг, рубанувший: «Кого мы будем снимать: актрису или Ларису?» И Тарковский утвердил Фрейндлих, только закончившую работу в «Служебном романе» у Эльдара Рязанова.300 тысяч ущерба
Натурные съемки лета 1977-го оказались полностью испорчены. «…Бурая муть по краям кадра, отсутствие нормальных глубоких черных теней, нерезкость», — так описывал проблему оператор и механик съемочной аппаратуры Борис Прозоров. Сумма убытков была фантастическая — 300 тысяч рублей. Пока шло служебное расследование, которое так и не выявило виновных, Тарковскому продлили съемки еще на год, а саму картину было решено сделать двухсерийной. В конечном итоге именно это помогло режиссеру обрести второе дыхание и снять тот великий фильм, который все мы знаем. Не помешал этому даже инфаркт, который Тарковский пережил в 1978 году. Сценарий в очередной раз переписали, а фильм был переснят полностью.Бурный Кайдановский
Для Александра Кайдановского роль Сталкера стала квинтэссенцией того, что он мог и хотел сыграть, высшей планкой в профессии. Поэтому, когда ассистент Тарковского Евгений Цымбал сообщил, что фильм могут закрыть, актер вспылил и ударил его. Потом извинялся: «Прости меня… Понимаешь, если картину закроют, такого больше не будет никогда… Никогда не будет такой роли, а я не могу сниматься у режиссеров глупее меня».Трагедия и счастье Солоницына
Анатолий Солоницын после съемок «Сталкера» прожил всего несколько лет, что дало повод злопыхателям обвинять режиссера — мол, сгубил талантливого артиста, заставив сниматься в ужасных условиях. Брат актера вспоминал: «Да, условия съемок действительно были очень тяжелыми… Вся группа страдала и от сырости болота, и от нездорового воздуха. У Анатолия с детства были слабые легкие, и, конечно, снимаясь в мокром пальто, когда надо было ходить чуть не по горло в воде, он не прибавлял себе здоровья». И тем не менее, напоминает Алексей Солоницын, именно на этих съемках его брат встретил свою любовь — гримера Светлану, успел порадоваться рождению сына… И считал роль Писателя в «Сталкере» одной из своих лучших работ.Каннская сенсация
Премьера прошла летом 1979 года в Томске, в прокат лента вышла только в 1980-м: в Москве ее крутили всего в трех кинотеатрах. Все поменялось, когда «Сталкер» был показан на Каннском кинофестивале и получил спецпремию жюри. В том же 1980-м картину наградили спецпризом национальной кинопремии Италии, а о Тарковском заговорил весь мир.ovsepyan@sb.by