![](/upload/iblock/25a/25a2fbe51fa5644745bf1871412a6f56.jpg)
“Улицы мощены не камнем, а деревянными бревнами, которые постоянно плавают в грязи либо покрыты слоем пыли”. Так писал в XVII веке о Москве уроженец левобережья Западной Двины и Даугавы, путешественник и дипломат Яков Рейтенфельс. Историкам он интересен как очевидец казни Стеньки Разина, белорусам — как земляк: учился в Вильне, знал Симеона Полоцкого. Так что же было на наших землях в прошлые века, если чужие шокировали нечистотами?
История неумолима — до XIX века и к западу от наших земель царила антисанитария. Ирония судьбы: античный мир возвел гигиену в ранг одного из главных удовольствий, достаточно вспомнить знаменитые римские термы, которых было более тысячи. Но Средневековье повернуло время вспять. Королева Испании Изабелла Кастильская в конце XV века говорила, что за всю жизнь по-настоящему мылась лишь дважды. Дочери французских королей порой умирали от вшивости, король Филипп II — от чесотки. Наши послы при дворе Людовика XIV рассказывали потом: их величество “смердит, аки дикий зверь”. Хотя герцог Сен-Симон писал, что тело короля растирали спиртовым лосьоном из роз или лаванды.
Со сливом нечистот в просвещенной Европе было еще хуже. Использовались канавки на улицах, в которых струились зловонные ручьи помоев. В порядке вещей было справлять естественную нужду даже на ступенях дворцов и замков. Поэтому французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок — в прежнем становилось нечем дышать. Часто фекалии летели прямо из окон, что отразилось даже на моде: для защиты головы в обиход вошли широкополые шляпы. Кстати, и мода на шелковое нижнее белье связана с антисанитарией тех лет: к шелку не прилипали вши и блохи. А на популярной мебели из красного дерева не так заметны были клопы... Улицы тонули в нечистотах, через них пробирались даже на ходулях. Цена подобного отношения к гигиене известна: в XIV веке от чумы Франция потеряла треть населения, Италия и Англия — до половины.
На этом фоне столь же средневековое Великое Княжество Литовское, включая современные белорусские земли, можно смело назвать едва ли не санитарно-гигиеническим образцом как для Запада, так и для Востока. В начале XVI века в Вильне создается контуберния — санитарное товарищество. В городах вовсю мостят улицы, активно убирают мусор и грязь. Становится обычной дезинфекция — помещения окуриваются и вымораживаются. В 1621 году в Могилеве введена должность городового врача! Не отстает инженерия. Задействованный несколько лет назад на восстановлении Лошицкой усадьбы реставратор Николай Борисевич среди прочих удивительных инженерных чудес указывал на совершенную систему канализации минской жемчужины XVI века:
— Внутри стоял большой канализационный стояк. Он спускался в подвальное помещение, а затем выходил на улицу. Получался как бы выгребной колодец. Хозяева усадьбы купались в шикарной ванне, вода здесь до сих пор не протекает! И секрет герметичности так и не разгадан.
![](/upload/iblock/db6/db6f294ab6d371b937c61f580466a882.jpg)
— При нем народ стал мыться, он много бань построил. Особенно в сельской местности. То есть он понимал, что многие болезни — это результат нечистоплотной жизни, немытых рук, немытого тела.
Чистота же и благоустройство городов на повестке властей стояли еще ранее. Первый гражданский губернатор Минска Захарий Корнеев еще в 1805 году заложил, по сути, то, что сегодня именуется субботниками. Юрий Снапковский поясняет:
— При нем был организован первый публичный городской сад, ныне Центральный детский парк имени Горького. В середине XIX века для главной губернской газеты брали интервью у старожилов. И они говорили, что помнят, как этот высокий сановник после своих трудовых будней вечерами, сменяя свой чиновничий мундир на простую одежду поденщика, копал мотыгой в саду с другими чиновниками.
В Национальном историческом музее хранится открытка, которую в ноябре 1915 года послал в Москву один из приезжих врачей нашего госпиталя. “Вообще, Минск мне понравился, городок довольно чистенький”, — говорится среди прочего в ней. Удивляться нечему: традиция регулярных уборок своего города продолжилась и в ХХ веке. Правда, уже без участия высоких сановников. Незадолго до прихода советской власти городской полицмейстер Адриан Лебеда писал в одном из документов: “Весна идет, а, по моим наблюдениям, на очистку улиц выходят только дети, женщины и немощные старики”.
Увы, в первые советские месяцы положение ухудшилось. В феврале 1918 года газета “Вольная Беларусь” размещает характерную заметку: “Горад выглядае брудна і не прыбіраецца... Па вуліцы валяюцца здохлыя коні, і няма каму вывезці... Цэлую зіму баставалі дворнікі, снег не ачышчаўся”. Но это были временные трудности. Минчане смогли не только пережить серию войн и оккупаций, но и сделать свой город одним из самых чистых в СССР. Не отставали и другие города республики. Сегодня чистоту и порядок в нашей стране можно смело отнести к национальным брендам. Перефразируя известную поговорку “В чистоте — да не в обиде”.
Не бойтесь ванны!
Понятие о чистоте и чистоплотности несколько столетий назад было все же специфическим — с позиций сегодняшнего дня. И оставалось таковым в Европе еще долго. “Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду, — писал в популярном учебнике медицины конца XIX века (!) немецкий доктор Фридрих Бильц. — Боязнь эта безосновательна. После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть”.
osipov@sb.by