![](/upload/iblock/522/5222e208a402898e90c3fe8952515a58.jpg)
Поток открытий не иссякает, и мы радостно сообщаем друг другу, что, оказывается, Поль Гоген произошел от инопланетян, основавших Атлантиду, а Робби Уильямс ест на завтрак жареных хомячков. Честно, висела статья про хомячков и Робби на Википедии. Кто–то постебался.
Человеку вообще свойственно ждать чуда. Мозг постоянно подбирает ассоциации, и в тени на стене мы различаем то динозавра, то фигуру Дракулы. Одну из Шнобелевских премий за самые нелепые открытия получили ученые, исследовавшие процессы в мозгу людей, когда те в поджаренном куске хлеба видят облик Христа. И ведь видят же! Один такой тост был даже продан на аукционе.
Каждый исследователь мечтает прославиться, заметив то, что не замечают другие. Например, сенсация из Великобритании: найден прижизненный портрет Шекспира! И где же? На титульном листе ботанического справочника 1598 года. Биологу Марку Гриффитсу пришла в голову гениальная разгадка личности изображенного там мужчины средних лет с пышными усами и бородкой. Видите ли, усач в правой руке держит редкий вид растения фритиллярия, известного как «голова змеи». А этот цветок упоминается в эротической поэме Шекспира «Венера и Адонис», опубликованной за пять лет до появления книги. А тут еще и инициалы WS.
![](/upload/iblock/d80/d8023b47f4e8d6767e4aa9ff504181bf.jpg)
Британская национальная портретная галерея даже выпустила специальное заявление: «Версии о том, как выглядел Шекспир, появляются с завидной регулярностью. Мы серьезно рассматриваем каждую из них. Но в данном случае предположение нам не кажется заслуживающим доверия. Мы по–прежнему считаем, что единственным прижизненным портретом поэта является картина, хранящаяся в нашем музее».
![](/upload/iblock/725/725503415a4c46f8a1f375630efd0a87.jpg)
А как вам открытие липецкой учительницы рисования: Леонардо да Винчи был армянином! Художница изучила репродукции картин Леонардо и усмотрела в них надписи на армянском, причем в зеркальном отражении. Например, на лбу одной из героинь — слово «стеснительная», на ноге младенца с картины «Мадонна Бенуа» — фразу «шалун, молчит только тогда, когда держит мамину руку».
Ученая общественность осторожно попыталась объяснить учительнице, что все видимые надписи на картинах и рисунках Леонардо давно раскодированы, и все они на итальянском языке. Конечно, у исследовательницы было опасение, что за зеркальные надписи на армянском она принимает сеть трещин, но изучить оригиналы картин у нее нет возможности.
А теперь и белорусское культурное пространство запестрело сенсациями, благо появился повод: 500–летие белорусского книгопечатания. И соответственно все внимание — первопечатнику Франциску Скорине. Он оставил свой портрет — гравюру, даже на поверхностный взгляд загадочную, изобилующую деталями. Кто–то усмотрел сходство изображенного на портрете человека с одним из персонажей на фреске Рафаэля Санти «Афинская школа» из библиотеки Ватикана. А в одной из литер «А» книги Скорины нашел лицо мецената Константина Острожского. Кто–то, рассмотрев в увеличении гравюру, сделал еще одно сенсационное открытие: Франциск Скорина был без усов! То, что мы принимаем за усы, на самом деле тень.
Теперь спорят, носил ли Франциск Скорина бороду...
![](/upload/iblock/8d6/8d606251c67957b3a31968db2ba6a6f5.jpg)
Недавно известный скориновед Алесь Суша, который, по всей видимости, устал комментировать подобные открытия, поместил в Фейсбуке саркастичный пост: «Сенсацыя! Апошнiя публiкацыi ў СМI падштурхнулi да роздумаў...
Мы тут з хлопцамi параiлiся i прыйшлi да высновы, што Францыск Скарына пакутаваў ад лiшняй вагi! У яго быў двайны падбародак! А яшчэ на iм расла барада, якая часткова хавала праблемы мажнага доктара, але не ад усiх!»
Действительно, если приглядеться, двойной подбородок на гравюре можно заметить... Пользователи Фейсбука шутку подхватили и давай выдвигать версии одну чуднее другой. Что значат отеки под глазами на портрете? Не хворал ли полочанин почками? «Па–мойму, Скарына прынцыпова галiў толькi адну шчаку. Варта ў гэтым бачыць таемнае пасланне нашчадкам!»
Действительно, половина лица заштрихована.
«Мала таго што Скарына аказаўся «з барадой» ды «хворы на ўсю катушку», дык яшчэ, пры пiльным разглядзе, высвятлiлася неверагоднае. Апрануты ён у самыя звычайныя лахманы, рыззё! Вось дзе загадка! Што гэтым хацеў сказаць нашчадкам Францiшак Скарына?»
И правда, видны грубые швы на одежде. При желании и это можно выдать за сенсацию.
С одной стороны, меня все это мифотворчество радует — пускай Скорина сделается популярным, узнаваемым, как и Шекспир. С другой стороны, носил он на момент издания книг усы или нет — такая ли важность? В то время как мы не знаем даже, где он похоронен. Все еще уточняем факты биографии. Историк Алесь Жлутко побывал в архивах Ватикана и нашел документы, позволяющие предположить, что Скорина мог участвовать в V Латеранском соборе в свите датского короля. Но пока это не подтверждено, об этом не трубят как о данности. Издания Скорины разбросаны по миру, их еще нужно все выявить и оцифровать. Даже тексты только начинают открываться во всей глубине — недавно поэт Алесь Рязанов доказал, что предисловия Скорины — высокая поэзия. Вот это и есть истинное чудо.