Председатель Белорусского союза кинематографистов Виктор Васильев возглавляет Союз 15 лет. Здесь более 400 талантливых мастеров, знающих свое дело. К слову, в фильмографии заслуженного деятеля искусств Виктора Васильева около 130 картин. В том числе главная роль полковника Дубровского в телесериале «Мухтар. Новый след» и Михаила Горбачева в сериале «Чернобыль» режиссера Алексея Мурадова. Много снимается в военном кино, и уж если Васильев — режиссер на площадке, точно идет военная постановка.
— Союз кинематографистов участвует в фестивале с 1994 года, мы одни из его учредителей, — уточняет Виктор Васильев. — Поэтому празднование юбилея решили провести именно в дни «Лістапада», когда в Минск приехало огромное количество наших давних друзей, коллег, партнеров. В хронике встретились сразу несколько поколений. В кадре ветераны: сценарист Изольда Кавелашвили, создатель «Лістапада» Валентина Степанова, оператор и режиссер Дмитрий Зайцев, актриса Татьяна Мархель и другие. Герои документальной ленты рассказали о том, как зарождался Союз кинематографистов и какую роль он сыграл в их жизни. Автор картины — Кирилл Халецкий, который создавал эту картину под руководством известного белорусского режиссера Елены Туровой.
Первым председателем союза был Владимир Корш-Саблин — для отечественного кино это легендарная фигура, актер первого белорусского фильма «Лесная быль» Юрия Тарича и режиссер почти трех десятков картин. После него этот пост занимал режиссер всенародно любимой картины «Белые росы» Игорь Добролюбов. Затем эстафету принял талантливый белорусский постановщик Виктор Туров. К слову, на фестивале «Лістапад» учрежден специальный приз за лучший фильм конкурса имени кинорежиссера Виктора Турова.
— Наш союз активно сотрудничает с коллегами из России, Узбекистана, Таджикистана, — продолжает Виктор Васильев, как раз собираясь во время нашего разговора на авиарейс в Челябинск. — Рассказываем там о наших замечательных кинокартинах, актерах, которые и есть главная часть кинематографа. Наш союз инициировал и учредил ежегодные международные кинофестивали «Лістапад» и детский «Лістападзік» в Минске, международный фестиваль анимационных фильмов «Анимаевка» в Могилеве, Национальный кинофестиваль в Бресте. За последнее время подготовили и выпустили каталог «Белорусская культура и кино», книгу «Белорусское кино в лицах».
Важно, чтобы все знаменательные события, особенно международного формата, были направлены на дружбу между народами и республиками, считает Виктор Васильев. Для этого и молодое поколение надо правильно воспитывать. Наш собеседник преподает в Академии искусств, читает курс о работе режиссера с актером. И считает, что главное, чему надо научить ребят наряду с профессиональным мастерством, — оставаться простым человеком:
— Самое прекрасное, что мы можем подарить другим, — это свое хорошее отношение. Умейте довольствоваться сиюминутным счастьем. Есть студенты, есть возможность преподавать и слышать их мнение. Они будущее нашей страны. Судьба самостоятельно решит, кем они станут. Но обязательно, чтобы каждый из них чувствовал заботу и уважение к себе как к личности. Именно тогда сохраним нацию. Насчет кинематографической составляющей. Академия искусств давно работает над тем, чтобы самостоятельно снимать фильмы. Тогда выпускники смогут еще больше и активнее проявлять себя, показывать, кто на что способен.
На международном кинофестивале «Кино — детям» в Самаре Виктор Васильев представил художественный фильм «Тум-Паби-Дум» (режиссер — Вячеслав Никифоров, «Беларусьфильм»). Эта лента решением детского жюри получила главный приз — скульптуру «Немного солнца в холодной воде» в номинации «Международные программы». Выступая на Совете по культурному сотрудничеству стран СНГ, председатель Белорусского союза кинематографистов, апеллируя опытом самарского фестиваля, настоял на том, чтобы поддержка детских кинофестивалей была закреплена на законодательном уровне Содружества. Он убежден, что в наше трудное время надо перепрофилироваться именно на создание детского и юношеского кино, чтобы молодежь воспитывалась на кинематографе. Это очень сильный рычаг. В Беларуси, в свою очередь, есть отличные режиссеры такого кино — Александр Анисимов, Елена Турова, выпускники академии искусств, которые снимают детские сказки.
Между тем и взрослые картины, игровые и документальные, учат истории и патриотизму. Недавно закончилась работа над лентой «Мы едины» (режиссер — Андрей Хрулев). Действие здесь происходит в 1925 году — в тяжелое для белорусов время польской оккупации.
— После мирного Рижского договора западная часть Белоруссии оказалась под властью поляков, которые собирались быстро ассимилировать белорусов и искоренить на захваченных территориях нашу культуру, язык, грамоту, православную веру. Об этом — в национальном фильме «Мы едины», — конкретизирует Виктор Васильев. — В центре внимания — история судеб простых парней из глубинки, родных братьев, у которых разные жизненные пути. Но главная идея фильма в том, что наша страна едина и мы должны быть вместе.
К теме Великой Отечественной войны наш собеседник всегда был неравнодушен. Вместе со своими студентами и членами союза в День Победы, День Независимости отправляется в разные исторические места, чтобы почтить память жертв Великой Отечественной:
— В моей семье оба деда сложили головы за мою жизнь, за нашу общую Победу. Тема войны, воспитания поколений, передачи знаний и опыта актуальна сейчас. Нельзя забывать то, что случилось на нашей земле. Наш солдат громил фашизм, освобождал от него города и страны, совершал полную самоотдачу за нашу Родину и свободу. А мы помним, чтим и снимаем об этом фильмы.
На тему Великой Отечественной войны на киностудии «Беларусьфильм» недавно снята лента «Подрыв», основанная на литературном сценарии «Пламя под пеплом» Юлии Ляшко и Людмилы Перегудовой. В центре внимания — послевоенная жизнь молодежи. Компания молодых людей решает вступить в отряд разминеров, чтобы очищать землю от снарядов, оставленных недавней войной. Авторы акцентируют внимание на надеждах молодых героев, которые хотят помочь своей стране. Одну из героинь, чей отец не вернулся с войны, вдохновляет его подвиг. Девушка ссорится с матерью, которая не хочет отпускать единственную дочь, и уходит в отряд. Другая героиня, мама которой умерла от тифа в военном госпитале, тоже не говорит отцу, куда уезжает. Все вместе избавляют мирную жизнь от военного эха.
Добру учат анимационные фильмы, снятые на отечественной киностудии. Виктор Васильев приводит пример анимации Елены Туровой «Звезды на седьмом небе». Здесь в фантазийно-музыкальной форме рассказывается о силе мечты и о том, как важно не сдаваться, стремясь к благородной цели. История о борьбе с соблазнами, встречающимися на пути. Главные роли озвучили известные белорусские артисты и телеведущие. К слову, работа над мульт- фильмом шла пять лет. Композитор Леонид Ширин специально для анимационного фильма написал более 40 песен. Словом, это мюзикл. С ретроспективой на любимую советскую классику из детства: «Бременских музыкантов», «Голубого щенка», «Как львенок и черепаха пели песню», «Летучий корабль». Хорошие песни научат только добру — в этом нет никаких сомнений.
В ТЕМУ
Недавно на отечественной киностудии прошла громкая премьера белорусского восьмисерийного фильма «Пламя под пеплом». В ленте не только художественные, но и документальные съемки работы белорусских саперов. Авторы сценария Юлия Лешко и Людмила Перегудова без лишней патетики и штампов напомнили о подвиге белорусского народа в Год исторической памяти.
basikirskaya@sb.by