Импортонезависимость — новый важнейший тренд. Для чего он нужен Беларуси?

Ценность своего товара

В условиях беспрецедентного западного давления нам удалось не допустить обвала экономики, который пророчили «доброжелатели». Долговременная политика замены зарубежных товаров отечественными аналогами в нашей стране дала результат. Причем идет не механическое замещение, а развитие конкурентного национального производства. Какие шаги в этом направлении планируются в дальнейшем?


Александр Лукашенко:

— Везде, где замена импортного рациональна, должно создаваться и внедряться свое, белорусское. Но не методом слепого копирования, а с улучшенными характеристиками. Зависимость от западных технологий и комплектующих нужно минимизировать в течение 2—3 лет.

10 марта 2023 года, на заседании Совета Министров.

Успешные примеры

Говорить о дефиците товаров у нас не приходится. Убеждаюсь в этом, заглянув в столичный универмаг. Так, в отделе товаров для дома большой выбор микроволновок. На видном месте среди моделей из Индонезии и Китая замечаю стильную белорусскую технику. Цены — от 170 рублей. Стоимость заграничных на 30—40 рублей выше.

— Наши модели разбирают охотно, — уверяет продавец.

Рядом — отечественные LCD-телевизоры с яркой картинкой и качественным звуком. Мы уже делаем многое из того, что раньше завозили. Речь в том числе о ноутбуках.

Мне приглянулся и чайный керамический сервиз, сделанный в Радошковичах. Недавно видела похожий набор в первом белорусском концепт-сторе «Да Дому», где собраны постельное и столовое белье, домашняя одежда и посуда, товары для дизайна интерьера и создания уютной атмосферы. И все исключительно наше.


Импортозамещение — понятие многогранное. Это свои продукты на столе, отечественные лекарства, электромобили. Грамотная политика и своевременно принятые на государственном уровне решения уже приносят свои плоды, уверен член Постоянной комиссии по экономической политике Палаты представителей Анатолий Насеня:

— В стране создана национальная система господдержки и развития импортозамещающих производств, включающая в себя целый ряд механизмов — от налоговых льгот до вовлечения малого и среднего бизнеса в кооперационные цепочки.

Парламентарий отмечает, что при правильном подходе выпуск импортозамещающей продукции может стать хорошей бизнес-идеей для предпринимателей. Анатолий Насеня приводит в пример работу одного из фермерских хозяйств в Лунинецком районе:

— Конкуренция в сфере торговли овощной продукцией высокая. Сейчас на предприятии взяли курс на производство замороженного бланшированного картофеля, спрос на который вырос в прошлом году. Здесь планируют установить полнокомплектную автоматизированную линию. Товар пойдет на экспорт и в торговые сети нашей страны.

Сегодня особое внимание уделяется перенаправлению экспортных потоков на рынки России, других государств ЕАЭС, Китая, Индии, говорит депутат:

— Президент акцентировал внимание: Беларусь заинтересована в развитии автомобилестроения с участием китайских партнеров. Подставляя друг другу плечо, наши страны могут вместе развивать автопром. Тем более успешный пример уже есть: белорусско-китайское совместное предприятие по сборке легковых автомобилей Geely.

Закрытие западных рынков и введение там ограничений на импорт сырья и комплектующих придало новый импульс сотрудничеству Беларуси и России. Самые перспективные направления — сельхозмашино-, автомобиле- и приборостроение, нефтехимия. И здесь важный вопрос — обеспечение предприятий отечественными комплектующими.

— В условиях санкционных ограничений значимая роль отводится академической, вузовской науке, способной обеспечить разработку и создание новых продуктов и технологий, — отмечает Анатолий Насеня.


Цепочка развития

По словам заведующего кафедрой мировой экономики БГЭУ, кандидата экономических наук, доцента Александра Янчука, ядро нашей экономики — сельское хозяйство и промышленность. Беларусь сохранила с советских времен градообразующие предприятия, и в этом залог устойчивости нашей страны.

— В последние десятилетия мы наблюдаем рост новых производств, внедрение современных технологий. В глобальном индексе инновационного развития среди 132 стран мы размещаемся в середине, — отметил Александр Янчук.

По мнению эксперта, в этом ряду и высокоинтеллектуальные разработки Парка высоких технологий — главное, чтобы они имели прикладное значение:

— Здесь открываются перспективы для нашей промышленности. Акцент последние лет 10 смещается с информационно-коммуникационных технологий в реальную сферу производства: робототехника, искусственный интеллект, интернет вещей, создание беспилотных аппаратов, электромобилей. Экспериментальные наработки показывают, что мы можем добиться результата в различных областях.

Александр Янчук также отмечает особые успехи в развитии цифровизации и роботизации, машино- и приборостроении, биотехнологии и фармацевтике:

— Поступательное и планомерное развитие последней привело к модернизации госпредприятий, созданию частных инициатив. У нас представлены отечественные аналоги известных зарубежных лекарств, уникальные препараты. Уверен, в данной сфере мы можем стать региональным лидером.

В то же время для любой высокотехнологичной продукции характерны сложные межстрановые цепочки: даже в крупнейших мировых экономиках не сформированы производства полного цикла по всем видам продукции. Поэтому наше сотрудничество в рамках Союзного государства, ЕАЭС, ШОС имеет важнейшее значение для развития отечественного экономического потенциала.
Юрий Чеботарь,  первый заместитель министра экономики:

— На сайте Министерства экономики размещен перечень импортозамещающей продукции. В нем свыше 2,7 тысячи товарных позиций, производство которых отсутствует либо осуществляется в недостаточном для страны количестве. Возможный объем замещения — 15,9 миллиарда долларов. Это подсказка для нашего бизнеса, которая поможет ему сориентироваться, понять, в какой продукции заинтересован рынок.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter