Картины мастера («Сережа», «Дневные звезды», «Выбор цели», «Звездопад» и прочие) вошли в историю советского и мирового кинематографа. В них снимались лучшие актеры своего времени: Сергей Бондарчук, Алла Демидова, Иннокентий Смоктуновский, Владислав Стржельчик и многие другие. Он выпустил во ВГИКе белорусский курс, ставший костяком минского Театра-студии киноактера.
«Индустриализация» искусства
![](/upload/iblock/97c/97ca363bbbe5e79b549ed91c6d512ca8.jpg)
В 1959 году Таланкин окончил двухгодичные режиссерские курсы при «Мосфильме» (мастерская Ю. Райзмана). Но уже с 1958-го работал режиссером этой киностудии, пробовал себя и в качестве сценариста. Спустя два года дебютировал фильмом «Сережа» совместно с Георгием Данелией. Картина была отмечена на Международном кинофестивале в Карловых Варах.
«Звездный» папа
Игорь Таланкин умел открывать новые звезды. Дебют Петра Юрченкова — старшего на всесоюзном киноэкране состоялся в фильме «Звездопад» по прозе Виктора Астафьева. Известный советский киновед Армен Медведев тогда написал: «Петр Юрченков, ученик мастерской Таланкина во ВГИКе, наделен выразительными и незаурядными природными данными…»Кстати, во время съемок фильма «Бесы» Петру Юрченкову, исполнителю роли Петра Верховенского, исполнилось 40 лет, и Таланкин подарил ему книгу «Жизнь Иисуса Христа» Фаррара с подписью: «Петя, береги свой талант, он у тебя немалый». Увы, Петр Петрович ушел от нас в 2013 году. Жаль, что сегодня эта выдающаяся картина, снятая в непростом для советского кинематографа 1991 году, незаслуженно забыта.
В фильмах Игоря Васильевича начинала свою кинокарьеру и актриса Дарья Михайлова.
Все ушли в осень
Кажется, с годами режиссерский взгляд Таланкина становился все более пессимистичным. Режиссер пристально вглядывался в современника, находил его в ситуации острого духовного кризиса, но путей выхода из него не предлагал. В первой половине жизни он исследовал жизнь и творчество многих известных людей, в основе его картин биографии академика Игоря Курчатова («Выбор цели»), композитора Петра Ильича Чайковского («Чайковский»), литератора Ольги Берггольц («Дневные звезды»). Этих выдающихся личностей если и одолевали сомнения, то пути их преодоления они знали всегда. Экранизировать классику — Льва Толстого («Отец Сергий») и Федора Достоевского («Бесы») — было увлекательно и полезно: любой ответ можно было найти в книге. Сложнее с современными писателями. Виктор Астафьев («Звездопад»), Юрий Нагибин («Время отдыха с субботы до понедельника»), Георгий Семенов («Осень, Чертаново…») простых решений не предлагали.![](/upload/iblock/553/5530da4dc7aed1fa3c243e4688a0a6d2.jpg)
Интеллигентный, достоверный, тонкий кинематограф Игоря Таланкина и сегодня остается важной и самобытной страницей в киноискусстве. Он скончался на 83-м году жизни 24 июля 2010 года в Москве.
Высокая планка
Учеба режиссерско-актерской группы была очень насыщенной: все время играли, каждую неделю что-то сдавали, занимались танцами, фехтованием, конным спортом… По словам еще одного ученика Игоря Васильевича актера Театра-студии киноактера Владимира Грицевского, высокая планка, заданная мастером, подчас мешала в профессии:![](/upload/iblock/097/09767efe90e543ef46479cebd823b286.jpg)
— У вас есть любимая картина Таланкина?
— Мне всегда нравился его фильм «Сережа», в котором глазами ребенка показана вся глубина и сложность этого мира, характеры и судьбы персонажей.
Белорусский курс
В 1964 году Игорь Васильевич стал педагогом ВГИКа, руководителем режиссерско-актерской мастерской, а с 1976-го — профессором. Он выпустил немало учеников. В том числе белорусский курс актеров, который составили Петр Юрченков — старший, Лидия Мордачева, Нина Розанцева, Светлана Суховей, Александр Беспалый, Владимир Грицевский, Владимир Сичкарь, Татьяна Чекатовская, Леонид Белозорович, Наталия Трисветова, Владимир Антоник.![](/upload/iblock/a7f/a7f01e6a79816967cae500954b184321.jpg)
— Светлана Ивановна, как строились в мастерской Таланкина взаимоотношения «студент — педагог»?
— На необычайном доверии, в атмосфере творчества. Я очень уважала Игоря Васильевича, для меня было большой честью, что он является нашим педагогом. К сожалению, многое мы не успели сделать по ряду причин и обстоятельств, но со ВГИКом и периодом учебы у меня связаны только самые теплые воспоминания. В каждом студенте Таланкин умел открыть творческое начало. Диктатором не был, наоборот, хвалил, когда молодой актер шел в игре от себя, своих чувств. Игорь Васильевич жил рядом с «Мосфильмом», мы бывали у него в гостях. Были знакомы с его женой и сыном. Я до сих пор люблю многие картины Таланкина.
ФАКТ
Фильм Игоря Таланкина «Чайковский» с Иннокентием Смоктуновским в главной роли был номинирован на «Оскар» и «Золотой глобус», а сам актер получил приз на кинофестивале в Сан-Себастьяне.
КСТАТИ
С 1971 года Игорь Таланкин был секретарем правления Союза кинематографистов СССР. С 1994-го — председателем правления студии «Время» киностудии «Мосфильм». Он написал сценарии к большинству своих фильмов. При создании кинокартин много сотрудничал с композитором Альфредом Шнитке.
pepel@sb.by