Если вы не привыкли к роскоши или от природы впечатлительны, вам лучше в новое здание Белорусского государственного молодежного театра, в который превратили долгострой на улице Козлова, не соваться, потому что это посконная и домотканая роскошь как она есть, в лучших купеческих традициях. Мрамор, люстры, дорогой паркет, сантехника, от которой кружится голова. И все это твое — родное, можно взять и потрогать. Какие бабушкины бриллианты, в каком стуле отыскала администрация театра, чтобы забабахать такой ремонтище — вот поле для фантазии не спящих в шапку театралов.
На спектакли и премьеры Молодежного можно и не ходить, потому что эстетическое впечатление и так будет получено: достаточно просто покружиться по первому, а главное —– второму этажу, отражаясь в огромных зеркалах, воображая себя — в зависимости от гендерной принадлежности то ли Наташей Ростовой, то ли князем Андреем Болконским. Также можно ознакомиться и с фотовыставкой: актеры театра на реконструкции здания.
А ушедший из молодежного театра к Николаю Пинигину в статусный Купаловский народный артист Сергей Журавель, игрой которого мы все на этой неделе будем наслаждаться в новом сериале «Чудотворец» (давно пора было всех экстрасенсов вывести на чистую воду), пусть себе теперь кусает локти. Мог кататься как сыр в масле. Ходить по фойе гоголем. Пусть покусает локти и ушедший с поста главного режиссера Модест Абрамов, поклонник Майкла Джексона. Потерявшийся в житейском море и исчезнувший с радаров (не считать же серьезным делом редкое мелькание в сериалах) Виталий Котовицкий. Или ставшая жертвой собственных интриг и, кажется, обхитрившая саму себя Виргиния Тарнаускайте. Или ваяющая нетленки для солдат срочной службы в театре Белорусской армии, от которого даже отказался ее однофамилец, режиссер и хореограф Марина Дударева. Даже не знаю, есть ли в молодежном театре сегодня главный режиссер? По–моему, нет. Кого бы сосватать?
Тем не менее на премьеру в Молодежный пьесы «Саня, Ваня с ними Римас» известного российского драматурга, автора бестселлера всех времен и народов «Любовь и голуби» Владимира Гуркина (ушедшего, к сожалению, из жизни в 2010 году) я сходил. Да, режиссер спектакля Татьяна Аксенкина — не Галина Волчек. Спектакль неровный, в нем есть шероховатости. В отдельные моменты кажется, что режиссер с реальностью и предложенным драматургом миром не справляется. Все–таки когда ставишь о деревне, тем более деревне российской, — ее надо знать и чувствовать. Недостаточно считать, что крутой женский характер можно создать только тем, чтобы выйти на авансцену и кричать как иерихонская труба или бесконечно окать, делая акцент на так называемом деревенском говоре. Спектакль показывает хороший потенциал труппы и великолепную объемную сцену, на которой теперь можно ставить самые масштабные вещи. Сцена Молодежного завораживает. Хошь в глубину ставь, прорабатывай это самое пространство, а хошь — с краешка.
Говорят, лучшее, что сегодня есть в репертуаре молодежного театра, спектакль «Полковник–птица» — некая то ли притча, то ли антиутопия. Обязательно схожу. И ничего страшного, что на начавшейся на этой неделе III Национальной театральной премии коллектив не представлен ни в одной номинации. Другие вот представлены сразу в нескольких, а толку все равно нет. Пророчествую с уверенностью бабы Ванги: в скором времени нашим лидерам придется потесниться. Потому что молодежный театр все–таки крутой, идет своей дорогой, сам растит звезд — достаточно вспомнить импозантного Ивана Щетко, на которого ходят специально, или Илью Черепко–Самохвалова, не только замечательного и острохарактерного актера (надеюсь увидеть Илью в хорошей комедии), но и лидера двух рок–групп: взбалмошной «Кассиопеи» и трансцендентной «Петли пристрастия». Не говоря уже о прекрасных актрисах — энергичных, непредсказуемых, талантливых.
В общем, в наше время театр начинается не с вешалки, а с ремонта. Истину глаголю.
Добрый зритель в 9–м ряду.
Советская Белоруссия №224 (24605). Вторник, 25 ноября 2014.