Огнетушитель должен быть в каждом автомобиле, поскольку может понадобиться в любой момент
Внезапно замкнуло
Предварительно вместе с сотрудниками центра безопасности ГОУМЧС изучаем статистику недавних происшествий. Интересующих нас примеров хватает. 12 марта в Турове сгорел микроавтобус. Как выяснилось позже, незадолго до этого владелец сам ремонтировал автоэлектрику. В тот же день в Гомеле замкнуло проводку в приборной панели легковушки. Огнем повредило салон. Через день машина загорелась в одном из гомельских гаражных кооперативов. Этот пожар случился из-за проводки подсветки в багажнике.Следовательно, одна из наиболее частых причин – короткое замыкание электропроводки. Предвидеть и предотвратить такое ЧП невозможно. Но быть готовым к ликвидации последствий можно и нужно. А поскольку ничего лучше на всякий пожарный случай, чем огнетушитель, не придумали, будем проверять его наличие у автомобилистов. Выдвигаемся на трассу в Гомельском районе.
Был такой случай
На этом этапе спасателям помогает инспектор ГАИ. По его команде автомобилисты останавливаются. У большинства огнетушители есть. И как ими пользоваться, люди знают. Несколько человек рассказали о том, как применяли эти навыки на практике. В их числе работник лесхоза Вячеслав Новик:– Однажды ехал по Гомелю и увидел, как из-под днища попутной машины валит дым. Причем сам водитель это не сразу заметил. А когда остановился, оказалось, что у него нет огнетушителя. Хорошо, что моего хватило. Я тогда еще удивился: как можно без него ездить? Ведь может понадобиться в любой момент.
Убедился в этом и водитель с 47-летним стажем Анатолий Мишаков:
– Не так давно еду и вижу, что в соседней полосе автомобиль задымился. Стал обгонять, сигналить. Наконец водитель остановился, выскочил и стоит растерянный, не знает, что делать. Пришлось мне своим огнетушителем тушить его колымагу.
Но, как и в любом правиле, не обошлось без исключений. В этот раз удивили профессионалы. Водитель маршрутки не знал, где находится огнетушитель, и принялся рыскать в салоне. А в кабине одной из фур его вовсе не оказалось. На вопросы дальнобойщик развел руками. Мол, это забота владельцев транспорта, а его дело – доставить груз. Странная логика…
Один из автомобилистов по просьбе спасателей описывает свои действия на случай пожара:
– Глушу двигатель, выхожу. Затем нажимаю рычаг огнетушителя и тушу…
– Стоп, – останавливает спасатель. – Вы забыли снять пломбу и выдернуть чеку.
– Точно! – водитель виновато улыбается. – Переволновался, простите…
Спасатели, конечно, простят. А вот огонь извинений не примет. Поэтому главное правило на случай пожара – не поддаваться панике.
Как тушить, чтобы себе не навредить
Переезжаем на полигон филиала Университета гражданской защиты МЧС. Среди «тренажеров» – кузов автомобиля ВАЗ. Его поджигают, чтобы тут же начать тушить. Старший инспектор центра безопасности Захар Даниленко, облаченный в боевой костюм, комментирует свои действия:– Обычно вспыхивает под капотом. В первые секунды его крышку можно приоткрыть, убедившись перед этим, что она еще не раскалилась, чтобы не получить ожоги. Лучше всего, если есть перчатки. Открывать капот нараспашку опасно: приток кислорода усилит горение. Достаточно приоткрыть крышку так, чтобы просунуть шланг распылителя и начать тушение.
Ключевое значение, как и на любом пожаре, имеет скорость реагирования. Счет идет на секунды. Не менее важна точность попадания порошка на очаг возгорания. При отсутствии пламени, если это возможно сделать быстро, нужно снять клеммы с аккумулятора. И только тогда приступать к тушению.
Но если справиться сразу не удалось, началось открытое горение и огонь набрал силу, правильнее всего – отойти на безопасное расстояние и дождаться приезда спасателей. Как бы ни была дорога вам «ласточка», жизнь и здоровье стоят дороже.
Выбрать с умом
При выборе огнетушителей некоторые предпочитают литровых «малышей». Но такого может не хватить. Поэтому спасатели рекомендуют объем побольше – от четырех литров. При этом нужно соблюдать сроки эксплуатации и ежегодной перезарядки. Даты указаны на этикетках. Во время покупки требуйте у продавца техпаспорт, который вместе с инструкцией должен прилагаться к огнетушителю. И попросите показать сертификат соответствия. Если документов нет, стоит задуматься о целесообразности покупки в этом месте. В «неправильном» огнетушителе может не хватить давления, порошок может оказаться некачественным либо в недостаточном количестве.И, конечно, не забывайте об условиях хранения. Нежелательно длительное нахождение огнетушителей при низких температурах. Совокупность перечисленных факторов может привести к отказу в самый неподходящий момент.
А лучше – на диагностику
Картину дополняет руководитель одного из автосервисных предприятий Гомеля Александр Шапоров:– На состояние электропроводки влияют условия эксплуатации и возраст автомобилей. Поэтому в группе риска прежде всего «старички» с большим пробегом. Впрочем, проблемы могут возникнуть и у тех машин, которые очень долго не эксплуатировались. Значительная часть автоэлектрики находится в днище, куда непременно попадает вода. А зимой еще и реагенты, используемые для очистки дорог. Что повышает риск нарушения целостности изоляции проводки и, как следствие, способно привести к возгоранию.
Тревожные симптомы – моргание и потускнение осветительных приборов, частое перегорание лампочек или «посадка» аккумулятора. Нужно выяснять причину. Самый надежный и едва ли не единственный способ профилактики – регулярная диагностика. Проводить ее необходимо каждые полгода. Тогда шансов вовремя устранить неполадку и предотвратить опасный сюрприз будет больше.
prolesk@sb.by