Яблок в этом году намерены собрать свыше 170 тысяч тонн. Почему на хорошем урожае бывает непросто заработать

Срубить капусты на яблоках

Почему именно хранилищам отводят важную роль в достижении рентабельности, а даже на хорошем урожае бывает непросто заработать?

В садоводческих хозяйствах по всей стране урожай яблок, а он в этом году планируется на уровне прошлогоднего — свыше 170 тысяч тонн, рассчитывают убрать как можно скорее, до заморозков. Не менее актуальный вопрос — реализация. Глава государства на совещании по вопросам закладки садов и обеспечения внутреннего рынка плодоовощной продукцией, которое прошло в августе на Гродненщине, потребовал: «Все, что вырастите и захотите продать (это касается всех губернаторов), должно быть законтрактовано, то есть заключены договоры с торговлей. Все должно быть законтрактовано и продано». Часть уже реализуется, идет на переработку, другая отправится в хранилища, чтобы в отличной кондиции попасть на прилавки.

Студенты брестских вузов на уборке яблок в ОАО «Остромечево».
Фото БЕЛТА


Сады есть в каждом регионе, площади их закладки увеличиваются, совершенствуются методы ухода и обработки. По государственной программе «Аграрный бизнес» из республиканского бюджета на эти цели выделяются средства. Наиболее интенсивно развивается садоводство в сельхозорганизациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах Брестской, Гродненской и Минской областей, в которых собирают около 90 процентов республиканского урожая. Передовые технологии осваивают на Могилевщине. К примеру, в ОАО «Рассвет имени К. П. Орловского» Кировского района заложили яблоневый сад интенсивного типа с системой капельного полива. Реализуют программы по закладке молодого сада в ОАО «Александрийское» Шкловского района.

— При закладке садов основные площади отводятся под яблоню как импортозамещающую и экспортно ориентированную культуру, — расставляет акценты заместитель начальника главного управления растениеводства Минсельхозпрода Татьяна Карбанович. — Посадка яблоневых садов проводится по уплотненной схеме, используются сор­та отечественной и иностранной селекции и преимущественно зимнего и позднезимнего сроков потребления. Сады разбивают в основном в специализированных организациях, где есть материально-техническая база: плодоводческая техника и оборудование, организовано хранение, работают квалифицированные специалисты.

Нынешний год, несмотря на оптимистические прогнозы по урожаю, эксперты все же характеризуют как неблагоприятный.

— Созревание наступило на пару недель позже обычного. Отсутствие осадков в конце лета привело к недобору веса плодов у многих сортов, которые выращивают без орошения. Это осложнило уборку, растянуло сроки. В садах сейчас напряженная работа. Все усилия необходимо сконцентрировать на оперативном сборе и закладке фруктов на хранение при оптимальных влажностно-температурных режимах, — отмечает заместитель директора РУП «Институт плодоводства» Анатолий Криворот.

Больше яблок собирают в сельхозорганизациях, чем в КФХ. Однако посмотрите, как в последние годы меняется соотношение. В 2015 году удельный вес их производства в сельхозорганизациях и КФХ составлял 74 (72,3 тысячи тонн) и 26 процентов (25,2 тысячи тонн) соответственно. В 2021-м — 53 (90,7 тысячи тонн) и 47 процентов (80,5 тысячи тонн) соответственно. Фермеры же могут похвастать более высокой урожайностью.

Как бы то ни было, и в сельхоз­организациях, и в КФХ голова болит не только о том, как вырастить и собрать урожай, но и как грамотно им распорядиться (речь идет прежде всего о ранних сортах), чтобы заработать. Предприятия вырабатывают различные стратегии. Как можно больше товарного яблока сейчас стараются продать те, у кого нет возможности хранить его до весны, другие выжидают установления устраивающей их цены.

К примеру, Институт плодоводства в эти дни реализует урожай в агрогородке Самохваловичи Минского района по 50 копеек — 1,5 рубля за килограмм. Партии отправляют в небольшие торговые сети, одну часть заложат в хранилища, другую — экспортируют в Россию. Многие производители стараются сдать на переработку. Закупает фрукт потребкооперация. За килограмм яблок для промпереработки просят от 10 до 17 копеек (учитывая цены переработчиков), за товарное яблоко — от 80 копеек до 1 рубля 90 копеек.

Что еще выяснилось: в этом году, пользуясь изобилием яблок и невозможностью производителей реализовать их одномоментно в больших объемах, переработчики, как говорят производители, снижают цену. В начале сезона она была на уровне 30 копеек за килограмм на соковое яблоко. Сейчас упала в среднем до 14 копеек. Для многих это значение убыточно.

О том, чтобы поставлять яблоки в торговые сети крупными партиями, пока речи не идет. Собеседники из сельхозорганизаций, фермеры подчеркивают: критика со стороны Главы государства в адрес сетевиков была не случайна — работать с ними сложно. В ОАО «Лядецкий» Столинского района подчеркивают: урожай соберут лучше, чем в прошлом году, — около 500 тонн. Окупятся ли затраты? Все будет зависеть от реализации. Пока спрос от торговых сетей невысокий.

— В этом году у меня еще никто не купил ни одной тонны яблок, — делится глава ФХ «Ветлов» Молодечненского района Игорь Ветлов. — В предыдущие отправляли в Краснодарский край, Ставрополье, Кабардино-Балкарию, в этом там собрали более чем хороший урожай — в нашем не нуждаются. Отечественные торговые сети ориентируют производителей поставлять яблоки на уровне импортных. Ритейл заказывает «ред чиф», «эмпайр», «чемпион» — сор­та, которые у нас почти не растут. К тому же требуют, чтобы в яблоке было 60 процентов окраса. Белорусские сорта редко бывают такими. Если не подходим под требования, отбраковывают. Бизнес, который выстраивают торговые сети, не включает фермеров.

Ветлов рассчитывает собрать в этом году примерно 500 тонн. Около 200 тонн заложил на хранение в стабфонд. Остальное хотел бы продать на переработку или в магазины. С ценами на переработку разобрались: тот, кто вложил много средств в производство, на них особо не заработает. Торговые сети за товарное яблоко, по словам Игоря Ветлова, просят 1 рубль 10 копеек. Условия диктуют не самые лучшие: развести фрукты по магазинам по 300 килограммов, оплата — через три месяца, к тому же просят забрать гниль. «А кто разберет, — говорит он, — с каких яблок отходы: голландских, польских, белорусских?» При такой цене фермер уйдет в минус. Для того чтобы яблоко было рентабельным, отмечает собеседник, его надо продавать по 1 рублю 60 копеек, тогда заработать получится около 40 копеек с килограмма. Интересует вот еще что: устанавливает ли торговля такие условия иностранным поставщикам? К своим тогда почему иной подход?


Неужели ситуация с фермером из Молодечненского района носит системный характер? Оказалось, нет. Белорусские яблоки в магазинах есть. В торговой точке у моего дома, например, вообще продавались только они: три сорта, за килограмм просили 1,79—2,07 рубля. Вот и глава ФХ «Бугагроинвест» Каменецкого района Юрий Федькович подтверждает: урожай ранних сортов торговля у него взяла на реализацию. Как распорядиться остальным? Заложит на хранение и дождется поздней осени: настоящая реализация продлится с ноября по апрель.

Вот и подобрались к одному из наиболее острых моментов — как увеличить выручку? В два или даже три раза больше заработать можно, если есть современное хранилище. Их емкость в плодоводческих организациях — 103 тысячи тонн. В хозяйствах, где обу­строено хранилище, особенно с регулируемой газовой средой, где плоды могут находиться вплоть до нового урожая или еще дольше, чувствуют себя более чем спокойно. К примеру, как в ПК имени Кремко в Гродненском районе, фермерском хозяйстве «Новый сад» на Пинщине. Такие хранилища в Беларуси, увы, доступны далеко не всем хозяйствам.

— Сад, как и любой технологический процесс, — считает Юрий Федькович, — подразумевает начало и конец действия. Начало — посадить саженцы, провести полив под них, конец — хранилища. В каждом хозяйстве должно быть современное хранилище, тогда яблочная безопасность в стране будет обеспечена.

Пока же сельхозпредприятия полностью удовлетворить потребность страны в яблоках не могут. Это единственный показатель, где уровень самообеспечения ниже 100 процентов — примерно 76. Задача перед профильными министерствами и организациями — в сжатые сроки дойти до стопроцентной обеспеченности потребности своими фруктами и ягодами. Прогноз дает министр сельского хозяйства и продовольствия Игорь Брыло: «За год-два выполним поручение Президента».

Так что о полном отказе от импорта пока речи не идет. Но, напомню, растут площади садов. Как рассказала Татьяна Карбанович, растет валовой сбор яблок. В 2015 году показатель равнялся 97,5 тысячи тонн, в 2021-м — 171,2 тысячи тонн. Рост — в 1,8 раза. Не надо забывать и о том, что на своих участках люди тоже выращивают яблоки — примерно 400 тысяч тонн ежегодно. К тому же наши наука и производство настроены на то, чтобы минимизировать импорт, в том числе готовы обеспечить отрасль саженцами отечественной селекции.

Может возникнуть вопрос: как так, яблок не хватает, а цена все равно низкая? Производители отвечают: падает она именно во время массового сбора урожая, когда в хозяйствах формируется большой объем продукции, которую необходимо реализовать за короткий период. Объемы, заложенные в хранилища, вырастут в цене после нового года, когда будет поступать меньше продукции. Так происходит каждый сезон. Главное — уметь сохранить, тогда рентабельность от реализации может составить 150—200 процентов.

В ТЕМУ

Ведется закладка яблок в стабилизационные фонды для продажи в межсезонный период. В соответствии с решениями облисполкомов в стабфонды планируется заложить более 26 тысяч тонн фруктов, что в 2,9  раза больше прошлогоднего.

veselukha@sb.by



Инфографика Владимира ПОЛОНСКОГО
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter