![](/upload/iblock/1c6/etp6vuv778999au06346cts9nftgxiaw.jpg)
Свежий мед практически только у нас в Беларуси традиционно ели со свежими же «агуркамi» и хлебом, часто уже испеченным из нового урожая.
Именно мед занимал прежде важное место в свадебной обрядности: молодой невесте обмазывали губы медом, им же просто обливали ее свадебный венок и, расчесывая волосы жениху и невесте, гребень тоже обмакивали в мед. По приезде молодых в дом свекровь встречала невестку и своего сына хлебом с медом, давая им по большому куску этого угощения.
У нас каждая «гаспадыня» в этот день должна была напечь тоненьких, как кружево, блинчиков, чтобы как десерт обмакивать их в мед или же в «макавае малако», это когда мак перетирали в ступке или уже немного позднее пропускали с сахаром через мясорубку.
Иногда само слово «Спас» связывали с глаголом «спаць», и оттого в этот день не работали, так как считали, что спит и сама земля. Но чаще всего сам Спас предстает как настоящий «памагаты» — помощник на поле, он, как поется в наших песнях, «поле аб’язджаець, копы лiчыць, снапы звозiць, жыта малоцiць». Потому и появляется уже другая поговорка: «Спас — для ўсiх рабочы час». После первого Спаса начинался двухнедельный пост.
Мокрым Спас называли потому, что в этот день налаживали крестные ходы к самым разным источникам, на реки и озера, а больше всего к «крынiцам з гаючай вадой». Этой водой умывались, купались в ней и обливали ею друг друга, не обижаясь, как бы вспоминая о том, что по преданию именно в этот день в 988 году крестился князь Владимир. Считается, что так изгоняют всякую нечисть и самые различные болячки, как говорили, «спасаўская вада — дапаможнiца».
Начиная с этого первого Спаса повсюду широко устраивали «кiрмашы», где шла бойкая торговля «плёнам новага ўраджаю». Спас приходится на самую середину августа, его считают своеобразным рубежом между летом и осенью. Наступает уже новый, осенний цикл работ: посев «азiмiны», выбор нашего второго хлеба — бульбы.
Со второй половины августа начинается отлет наших самых теплолюбивых птиц — ласточек и стрижей. Готовятся к отлету и аисты. По приметам, если они улетят до Спаса, то рано наступят холода и такой же ранней будет зима, но весна уже следующего года должна одарить ранним теплом. Наша поговорка как нельзя лучше характеризовала время: «Спас — лета шась!»
По тому, что будет за окном 15 августа, в народе определяют погоду на весь сентябрь. В этот период, уже на исходе лета, идет второй сенокос, который называют осенним.
16 августа идет Антон, прозванный в народе Вихровеем, и по погоде в этот день определяют «надвор’е» уже на следующий осенний месяц — октябрь.
17 августа — день Евдокии («Аўдоццi»). В этот период в средней полосе отмечается большой урожай огурцов, за что «Аўдоццю» и прозвали «агурочнiцай».
19 августа идет Яблочный Спас, который считается самым важным среди трех и у нас называется «Вялiкiм». И главным здесь считается яблоко, то самое, с которого все и началось… Яблоня имеет чисто женскую символику. У нас по традиции при рождении девочки детское место закапывали именно под яблонькой. Яблоки в день Великого Спаса тоже несли освящать в церковь и довольно часто в некоторых регионах раскладывали на могилах родных.