√ Сколько праздничных наборов выпустят предприятия концерна «Белгоспищепром»?
√ Подходят ли сладости здоровому образу жизни?
√ Почему белорусские кондитеры не копируют Мars и Snickers?
√ Какой белорусский воздушный десерт входил в сувенирный набор для Кремля?
√ Каких объемов достигнет мировой кондитерский рынок к 2026 году?
Мало кому сегодня придет в голову вешать на новогоднюю елку конфеты, завернутые в обертки из фольги, оставшиеся от прежних гостинцев, а потом с завязанными глазами срезать их, стараясь заполучить не какую-нибудь карамельку, а «Белочку», «Мишку косолапого», «Красную шапочку» и другие шоколадные лакомства. Для детей 60-х такая забава приносила массу эмоций, как и сами сладкие подарки. В сельмагах и крупных универсамах перед этим волшебным праздником всегда «выбрасывали» разнообразный ассортимент, и мамы-папы не скупились на угощенья для своих чад.
Это, пожалуй, свойственно родителям всех времен. Не зря Президент, посещая в 2012 году «Коммунарку», поставил вопрос ребром относительно недобросовестных инвесторов, стремящихся заполучить в собственность лакомые кусочки кондитерской отрасли: «Коммунарка», «Спартак» и аналогичные предприятия — это народные предприятия, и это предприятия для детей. Этим все сказано. Сколько бы ни стоили наши кондитерские изделия, отец и мать все равно для ребенка их купят. А значит, это стратегические предприятия, они будут всегда…» И сегодня для наших детей много именно белорусских конфет с разными вкусами — теми, далекими, и новыми.
Кстати, знаете ли вы, что «Мишка косолапый» (нынешний наш бренд «Мишка на поляне») родом с конца ХIХ века? По легенде, у фабриканта в кабинете висела репродукция картины Шишкина «Утро в сосновом лесу» — отсюда и оформление фантика, и название. Вот такие давние традиции у сладкой отрасли, которые продолжают в том числе белорусы.
Чтобы удовлетворить повышенный спрос, наши кондитерские предприятия с сентября работают в напряженном ритме и в режиме non-stop производят новогодние подарки. Концерн «Белгоспищепром» идет на рекорд: с производственных линий «укатили» к покупателям 111,4 процента от их запланированного объема.
Всего выпущено около 70 наименований разных наборов весом от 0,3 до 3 килограммов. Приоритет в продажах отдали внутреннему рынку: детские счастливые глаза увидят более 2 миллионов баулов, рюкзачков, сундучков, шкатулок стоимостью от 5,35 до 55,49 рубля. Кроме картонных коробок в этом году кондитеры подготовили упаковку с 3D-анимацией, мягкую игрушку-символ 2023 года — кролика, а также жестяную коробку.
Наборы от «Коммунарки» и «Спартака» в этом году уйдут на экспорт в Россию, Казахстан, Азербайджан, США и Латвию.
«Коммунарка» укомплектовала более 1,215 миллиона подарков, а компания «Спартак» отправила в продажу 1,104 миллиона. Производитель печенья «Слодыч» намерен отгрузить 20 тысяч сладких презентов весом 700 граммов и по килограмму. Вместе с незабываемой советской классикой предприятия создают новинки, стараясь уловить вкусы современного потребителя и даже разных его групп.— Молодежь любит батончики, — знакомит с алгоритмом продаж начальник отдела маркетинга СП ОАО «Спартак» Татьяна Попова. — Пользуется популярность нуга Za Spartak. Никто не отменял тренд удобного питания — те же самые мюсли. Те, кто за здоровый образ жизни, оценят шоколад без сахара. В следующем году в этом ключе у нас выйдет большое количество новинок. Скажем, интересный шоколад сойдет с новой линии. Его будет целый ряд с разным содержанием какао-продуктов, в том числе с различными начинками. В 2023 году есть чем удивить! Для детского питания разработана новая линейка Milx — батончики, весовые конфеты. Фруктовый батончик «Фрукт-бар» изготовлен на натуральном сырье и подойдет детям. В наших фирменных магазинах продается шоколад на развес с очень маленьким сроком годности. В темном шоколаде с фундуком большое содержание орехов, белый — с клубникой. Новинка этого года — весовые конфеты Za Spartak — «Тоффи» с печеньем, арахисом и клюквой.
Гомельская фабрика выпускает около 350 наименований продукции, включая изделия лечебно-профилактического действия. Основное производство имеет высокий уровень технического развития. Практически полностью автоматизированы линии по производству шоколада, печенья, карамели, вафель. Стратегия развития предусматривает значительное изменение ассортимента продукции и повышение ее качества.
Каждый год СОАО «Коммунарка» выводит на рынок 30—40 новых наименований. А в 2022-м предприятие с 117-летней историей решило расшириться: в Заводском районе Минска начали строить новую площадку для переработки какао-бобов с созданием производства полуфабрикатов для сектора B2B. Стоимость проекта — 46 миллионов евро. Оно позволит каждый год замещать импорт в Беларусь 11 тысяч тонн полуфабрикатов. Благодаря этому возник и план по экспорту: занять не менее 11 процентов российского рынка сырья для кондитерской промышленности.
Сейчас предприятие равноценно развивает импортозамещение в двух основных категориях — конфеты и шоколад. По конфетам «Коммунарка» занимает до 40 процентов внутреннего рынка, по шоколаду — 30.
— Именно на категорию шоколада, особенно молочного, направлены основные усилия. Наше преимущество — это собственная переработка какао-бобов с получением сырья, определяющего качество продукта на всех этапах производства, — раскрывает свою стратегию директор Сергей Анюховский.
При этом на «Коммунарке» подходят к импортозамещению творчески: не копируют иностранные бренды, а разрабатывают свои. Например, сейчас набирает популярность импортозамещающий проект «Детские истории», которым хотят заместить известный шоколад Кinder. Здесь могли бы производить Мars, Snickers и Bounty, но предпочитают свои рецептуры батончиков.
То же самое касается и премиальной продукции. После запрета на поставки бельгийского шоколада белорусские кондитеры не стремятся повышать премиальность своего продуктового портфеля. Как говорит Сергей Анюховский, «Коммунарка» продвигает себя как «народный бренд».
Но цены на сладости растут. Могут ли они оставаться неизменными, когда на какао-продукты, которые в себестоимости занимают более трети затрат, с начала года выросли примерно на 20 процентов (без учета логистических расходов)? Какао-бобы подорожали на 11 процентов, тертое какао — на 14, какао-масло — на 33, арахис — на 45, сахар — до 50. Это существенно влияет на материальные затраты производства продукции, а предприятия не могут работать с убытком.
Не менее давние традиции у бобруйского «Красного пищевика» — крупнейшего в мире производителя воздушной сладости. При слове «зефир» у нас возникает устойчивая ассоциация именно с этим городом, а ведь с конца ХIX века там был дрожжевой завод. Только в 1928-м освоят выпуск мармелада, еще через шесть лет — зефира. В советское время его оригинальные упаковки наряду с Киевским тортом входили в сувенирные наборы для Кремля. За полтора века произведено более 250 видов продукции. Ну а бело-розовые мягкие шарики как бабушкин пирог, выпекаемый не только строго по рецепту, а с добавлением интуиции и собственных ощущений, так и производят по классической, холодной, трудоемкой технологии. Истинный «секрет фирмы» — в использовании натуральных ингредиентов, старинных рецептур и традиционных, десятилетиями проверенных, хоть и не слишком рациональных по нынешним меркам, технологий в сочетании со смелыми идеями.
«Красный пищевик», сохраняя классику, внедряет инновации: в Славгороде реализован импортозамещающий проект с установкой линии желейного мармелада.
Кондитерка была и остается визитной карточкой перерабатывающей отрасли Беларуси. Как отметил заместитель председателя концерна «Белгоспищепром» Александр Яковчиц, эта сфера сегодня является конкурентоспособной и быстроразвивающейся. В подтверждение этому привел следующие данные:
— Сегодня у нас насчитывается около 200 производителей кондитерских изделий. Доля импорта — на уровне 35—40 процентов. В прошлом году внутри страны было реализовано 225 тысяч тонн кондитерских изделий. Развиваются как отрасль, так и емкость рынка. К примеру, в 2017 году мы продали без малого 200 тысяч тонн.
Но белорусы вовсе не сладкоежки: в среднем мы съедаем в год около 21 килограмма популярного антидепрессанта. В России этот показатель равен 24, в европейских странах — 32.
К 2026 году, предполагают эксперты, мировой кондитерский рынок превысит 260 миллиардов долларов. В 2021-м удалось отыграть потери ковидного 2020-го и вернуться на траекторию роста. По мере восстановления экономики отрасль будет прибавлять 3—4 процента в год.
Российский экспорт кондитерских изделий в прошлом году — более 1,6 миллиарда долларов. По сравнению с 2017 годом он вырос на 56 процентов. За последние 5 лет география поставок расширилась с 74 до 95 стран. На постсоветское пространство приходится две трети поставок. На рынках Китая и Саудовской Аравии Россия занимаем первое место среди зарубежных поставщиков шоколада в физическом выражении.
Рейтинг крупнейших производителей шоколада возглавляет американская компания Mars, Inc. — родоначальница тех самых Snickers и Mars, а также других известных брендов: M&Ms, Galaxy, Skittles.
Среди трендов лакомой в прямом и переносном смыслах индустрии — экологичность во всем, форма и содержание для здорового питания, новые вкус и вид. Это продукты с контролем порции, например с общей калорийностью не выше 200 ккал. Так, на небольшой формат перешел знаменитый бренд «Аленка», выпустивший мини-шоколад «Три вкуса для перекуса». Компания Ferrero (конфеты Raffaello) контролирует экоустойчивость всей цепочки поставок. Покупатель стал более мобильным — ему набор в дорогу. Или бар прямо в такси. Одна из компаний выпустила розовый шоколад. Среди новых вкусов есть самые экзотические: от голубики до маракуйи. Белорусская кондитерка в тренде мировых инноваций.
Организации кондитерской отрасли за январь — сентябрь 2022 года экспортировали 30,4 тысячи тонн продукции.
Самые-самые
♦ Самые романтические конфеты — это конфеты с клубничной начинкой, так считают немецкие психологи. Кстати, решительные люди предпочитают вишневую, застенчивые — ореховую, а творческие — кокосовую.♦ Самый длинный шоколадный поезд выехал во время недели шоколада в Брюсселе. Это был огромный состав с несколькими вагонами, выполненными из разных сортов шоколада в стиле разных эпох. Весит «конфетка» больше тонны, и сегодня ее можно увидеть в брюссельском Музее какао и шоколада.
♦ К самым необычным в мире сладостям можно причислить финские конфеты. Они бывают разными по вкусу: кислые, соленые (например, к пиву) и даже со вкусом нефти!
klimovich@sb.by
Инфографика Ольги ПАК