Знаменитый советский мультфильм “Бременские музыканты” в этом году отпразднует 50-летие

Сладкое бремя славы

Вот уже полвека колесит по экранам музыкальная повозка “Бременских музыкантов” — в 2019 году знаменитому советскому мультфильму исполняется 50 лет. И он настолько прочно впаян в наш культурный код, что его, уверен, не смогут отодвинуть на задний план никакие новомодные проекты. Хиты из “Бременских музыкантов” до сих пор звучат на новогодних корпоративах, из уст любителей, на концертах звезд — кто их только не перепевал. Разобранные на цитаты песни композитора Геннадия Гладкова и поэта Юрия Энтина в исполнении Олега Анофриева и Муслима Магомаева полюбились как рафинированным эстетам, так и миллионам простых зрителей. Разбуди нашего человека среди ночи, он тут же затянет: “Ох, рано встает охрана” или “Луч солнца золотого”.

Кадр из мультфильма

Первопроходцы жанра

Этот мультфильм стал настоящим откровением. Такого буйства красок и музыки на советском телеэкране еще не было. Создателей “Бременских музыкантов” обвиняли в подражании Западу, критиковали за слишком “хипповый” внешний вид Трубадура с брюками клеш и чересчур короткую юбку Принцессы. На каком-то собрании в Союзе композиторов их даже упрекнули в том, что пластинок композитора Тихона Хренникова продано всего 3 миллиона штук, а “Бременских музыкантов” — 28 миллионов! В Министерство культуры СССР приходили гневные письма, авторы которых строго вопрошали: “Как можно в мультфильме для детей петь про разбойников и покойников?..”

Но всенародная любовь сделала свое дело. Авторы Василий Ливанов и Юрий Энтин, как уже потом стало понятно, иронизировали и над клише западной поп- и рок-музыки, к которой все-таки не у всех советских людей был доступ. И над шпионскими детективами времен холодной войны — чего стоит только образ Сыщика. И много еще над чем. Причем все в десятку: смешно, тонко, оригинально. Так что от первоначальной сказки братьев Гримм практически ничего не осталось.

Все члены команды работали на общий успех и вносили в его копилку что-то свое. Режиссер Инесса Ковалевская (будущий режиссер мультиков “Как львенок и черепаха пели песню”, “Катерок”, “Чучело-Мяучело” и других) и художник Макс Жеребчевский понимали друг друга с полуслова. Каждый вдруг поверил, что появилась возможность сделать не просто рядовую сказку, а нешаблонный музыкальный фильм, который будет понятен и взрослым, и детям. Тогда слова “мюзикл” мы еще не знали...
Мультфильм “Бременские музыканты” не получил ни одной награды, но получил, наверное, главную — непреходящую любовь зрителей.
“Бременские музыканты” до сих пор живут и в Минске. Долгие годы в Белорусском государственном академическом музыкальном театре с успехом идет спектакль “Приключения бременских музыкантов” в постановке режиссера Анастасии Гриненко. Позже сама Анастасия и ее супруг, талантливый артист Дмитрий Якубович, организовали в Минске Театр Геннадия Гладкова “Территория мюзикла”, где широко представлен не только детский, но и взрослый материал Геннадия Игоревича.

В Полоцк! В Полоцк!

Как-то мы оказались с автором музыки для мультфильма, народным артистом России Геннадием Гладковым в одной из творческих поездок: Белорусский государственный академический музыкальный театр организовал встречу с ним и его коллегой композитором Александром Зацепиным в древнем Полоцке, который отмечал тогда свое 1150-летие. Была возможность наблюдать Геннадия Игоревича в быту, в одной маршрутке — четыре часа туда и четыре обратно. Оценить его саркастический юмор, скорость его реакции... Тогда же появилась и возможность поговорить, которой, правда, просили не злоупотреблять. Но прикоснуться к легенде было уж слишком заманчиво. С песнями Гладкова так много было связано.

Я долго мучил маэстро, почему ничего нового, равноценного “Бременским музыкантам” при всех технических возможностях и новшествах так и не появилось. А ведь тогда все делалось “на коленке”. И композитор подтвердил мои предположения, отдавая дань уважения талантливому звукорежиссеру мультфильма Виктору Бабушкину.

Вам легко находить общий язык с нынешним поколением продюсеров? — спросил я Гладкова.

Они вроде бы окончили какие-то институты и университеты, но образование неглубокое, поверхностное, — вздохнул композитор. — Часто не владеют диалектикой. В любом явлении видят только положительную сторону, а есть ведь еще и отрицательная. И когда они с ней сталкиваются, то пасуют. Не понимают, что любой человек и явление — это плюс и минус одновременно. Их нельзя разъединить.

— А как рождаются ваши песни?

— Знаете, все композиторы всегда работают по-разному. Сашечка Зацепин, например, всегда сначала писал музыку, а потом Леонид Дербенев сочинял гениальные стихи. И я каждый раз у него спрашивал: “Слушай, как ты можешь сочинять без стихов? Это же сложно”. Я в основном работаю наоборот. Правда, сначала появился мотив композиции “Луч солнца золотого”, а потом Юрий Энтин написал стихи. Но так бывает редко...

Я считаю, мне повезло в жизни, потому что на моем пути встретились удивительные люди: Сергей Образцов, Алиса Фрейндлих, Марк Захаров, Георгий Данелия, Аркадий Райкин, Татьяна Пельтцер... И великий звукорежиссер Виктор Бабушкин, записавший “Бременских музыкантов” на четырех каналах. Поэтому они до сих пор так классно звучат. Все любили друг друга, хотели вместе что-то сделать. Никто не считал денег и не нервничал, потому что их по утвержденной ставке начисляло государство. А сейчас надо торговаться, интриговать, брать спонсора за горло, пробивать свои идеи. Я этого ничего не умею делать. И если бы мне пришлось начинать сегодня, как нынешним молодым композиторам, честно скажу, я вряд ли реализовался бы...

ВЗГЛЯД ИЗ МИНСКА

— С Геннадием Гладковым у нас общие взгляды на жизнь, творчество, историю культуры, — объясняет причины плодотворного сотрудничества режиссер театра Геннадия Гладкова “Территория мюзикла” Анастасия Гриненко. — Геннадий Игоревич мыслит не столько как композитор, сколько как режиссер. Он видит всю картину целиком и знает, к какому результату мы должны прийти. Гладков категорически противится, когда искажают литературную первооснову и хотя бы в каком-либо виде противоречат автору. Для него важно, чтобы замысел был сохранен и донесен до зрителя в первоначальном виде. Конечно, нам безумно приятно, что спектакли нашего театра он встретил с открытым сердцем.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter