Кадр из мультфильма
Первопроходцы жанра
Этот мультфильм стал настоящим откровением. Такого буйства красок и музыки на советском телеэкране еще не было. Создателей “Бременских музыкантов” обвиняли в подражании Западу, критиковали за слишком “хипповый” внешний вид Трубадура с брюками клеш и чересчур короткую юбку Принцессы. На каком-то собрании в Союзе композиторов их даже упрекнули в том, что пластинок композитора Тихона Хренникова продано всего 3 миллиона штук, а “Бременских музыкантов” — 28 миллионов! В Министерство культуры СССР приходили гневные письма, авторы которых строго вопрошали: “Как можно в мультфильме для детей петь про разбойников и покойников?..”Но всенародная любовь сделала свое дело. Авторы Василий Ливанов и Юрий Энтин, как уже потом стало понятно, иронизировали и над клише западной поп- и рок-музыки, к которой все-таки не у всех советских людей был доступ. И над шпионскими детективами времен холодной войны — чего стоит только образ Сыщика. И много еще над чем. Причем все в десятку: смешно, тонко, оригинально. Так что от первоначальной сказки братьев Гримм практически ничего не осталось.
Все члены команды работали на общий успех и вносили в его копилку что-то свое. Режиссер Инесса Ковалевская (будущий режиссер мультиков “Как львенок и черепаха пели песню”, “Катерок”, “Чучело-Мяучело” и других) и художник Макс Жеребчевский понимали друг друга с полуслова. Каждый вдруг поверил, что появилась возможность сделать не просто рядовую сказку, а нешаблонный музыкальный фильм, который будет понятен и взрослым, и детям. Тогда слова “мюзикл” мы еще не знали...
Мультфильм “Бременские музыканты” не получил ни одной награды, но получил, наверное, главную — непреходящую любовь зрителей.“Бременские музыканты” до сих пор живут и в Минске. Долгие годы в Белорусском государственном академическом музыкальном театре с успехом идет спектакль “Приключения бременских музыкантов” в постановке режиссера Анастасии Гриненко. Позже сама Анастасия и ее супруг, талантливый артист Дмитрий Якубович, организовали в Минске Театр Геннадия Гладкова “Территория мюзикла”, где широко представлен не только детский, но и взрослый материал Геннадия Игоревича.
В Полоцк! В Полоцк!
Как-то мы оказались с автором музыки для мультфильма, народным артистом России Геннадием Гладковым в одной из творческих поездок: Белорусский государственный академический музыкальный театр организовал встречу с ним и его коллегой композитором Александром Зацепиным в древнем Полоцке, который отмечал тогда свое 1150-летие. Была возможность наблюдать Геннадия Игоревича в быту, в одной маршрутке — четыре часа туда и четыре обратно. Оценить его саркастический юмор, скорость его реакции... Тогда же появилась и возможность поговорить, которой, правда, просили не злоупотреблять. Но прикоснуться к легенде было уж слишком заманчиво. С песнями Гладкова так много было связано.Я долго мучил маэстро, почему ничего нового, равноценного “Бременским музыкантам” при всех технических возможностях и новшествах так и не появилось. А ведь тогда все делалось “на коленке”. И композитор подтвердил мои предположения, отдавая дань уважения талантливому звукорежиссеру мультфильма Виктору Бабушкину.
— Вам легко находить общий язык с нынешним поколением продюсеров? — спросил я Гладкова.
— Они вроде бы окончили какие-то институты и университеты, но образование неглубокое, поверхностное, — вздохнул композитор. — Часто не владеют диалектикой. В любом явлении видят только положительную сторону, а есть ведь еще и отрицательная. И когда они с ней сталкиваются, то пасуют. Не понимают, что любой человек и явление — это плюс и минус одновременно. Их нельзя разъединить.
— А как рождаются ваши песни?
— Знаете, все композиторы всегда работают по-разному. Сашечка Зацепин, например, всегда сначала писал музыку, а потом Леонид Дербенев сочинял гениальные стихи. И я каждый раз у него спрашивал: “Слушай, как ты можешь сочинять без стихов? Это же сложно”. Я в основном работаю наоборот. Правда, сначала появился мотив композиции “Луч солнца золотого”, а потом Юрий Энтин написал стихи. Но так бывает редко...
Я считаю, мне повезло в жизни, потому что на моем пути встретились удивительные люди: Сергей Образцов, Алиса Фрейндлих, Марк Захаров, Георгий Данелия, Аркадий Райкин, Татьяна Пельтцер... И великий звукорежиссер Виктор Бабушкин, записавший “Бременских музыкантов” на четырех каналах. Поэтому они до сих пор так классно звучат. Все любили друг друга, хотели вместе что-то сделать. Никто не считал денег и не нервничал, потому что их по утвержденной ставке начисляло государство. А сейчас надо торговаться, интриговать, брать спонсора за горло, пробивать свои идеи. Я этого ничего не умею делать. И если бы мне пришлось начинать сегодня, как нынешним молодым композиторам, честно скажу, я вряд ли реализовался бы...
ВЗГЛЯД ИЗ МИНСКА
— С Геннадием Гладковым у нас общие взгляды на жизнь, творчество, историю культуры, — объясняет причины плодотворного сотрудничества режиссер театра Геннадия Гладкова “Территория мюзикла” Анастасия Гриненко. — Геннадий Игоревич мыслит не столько как композитор, сколько как режиссер. Он видит всю картину целиком и знает, к какому результату мы должны прийти. Гладков категорически противится, когда искажают литературную первооснову и хотя бы в каком-либо виде противоречат автору. Для него важно, чтобы замысел был сохранен и донесен до зрителя в первоначальном виде. Конечно, нам безумно приятно, что спектакли нашего театра он встретил с открытым сердцем.
pepel@sb.by