Вся страна оказалась опутана сетью, считай, готовых групп боевиков. Такую картину увидели оперативники главного управления по борьбе с оргпреступностью и коррупцией, потянув за одну ниточку анархистского движения лишь в одном регионе. Не исключаю, что именно эти ячейки должны были стать той самой боевой силой в заговоре против белорусского лидера, о которых обмолвились задержанные недавно в Москве Федута и Зенкович.
Акция с двумя неизвестными
Замначальника отдела ГУБОПиК МВД капитан милиции Николай Толчков рассказал, что в 2017 году под черными знаменами анархистов по всей стране прокатились протестные акции. Повод, как известно, для этой публики неважен, тогда им стал декрет о предупреждении социального иждивенчества.Март 2017-го, Гомель. Ночью неизвестные забросали «коктейлями Молотова» здание районной налоговой инспекции. Почему оно? Находилось не на виду, на окраине города, за частным сектором. Рядом — гаражи, лес, дальше — железная дорога. То есть удобно скрыться в случае чего. Экспертам тогда достались осколки стеклянных бутылок с этикетками водки, закопченный материал — фитиль, пропитанный чем-то горючим. Позже в сети появилось видео: мол, вот как мы поджигали налоговую. Ответственность за преступление взяли на себя анархисты.
Оперативники отсмотрели видео с ближайших домов, магазинов, заправки. На одном есть момент, когда к зданию несут бутылки, потом две вспышки и удаляющиеся фигуры. В камеры рядом с железнодорожной станцией попали двое неизвестных, они шли к месту преступления, а после, возможно, могли возвращаться через ж/д пути. Уйти могли через лес.
Параллельно проверяли местных анархистов. Были установлены тесные связи. Дома, к примеру, у одного из персонажей — Гаврикова — нашли около полусотни листовок, стикеров и наклеек анархистского содержания, не успел распространить. Эксперты подтвердили: продукция является экстремистской. Несовершеннолетний Гавриков тогда получил штраф. Проверили также ставших под черный флаг Резановичей (один из этой семьи проявит себя после событий прошлого лета), еще одну сторонницу анархизма Марию Рабкову. Было подозрение, что отношение к инциденту мог иметь ее приятель, уроженец Казахстана.
А что же сама Рабкова? Она из Добруша Гомельской области, жила в Минске. Днем 5 марта 2017 года в Бресте участвовала с анархистами в пикете, отсидела свои 15 суток. Есть кадры, на которых она несет флаг анархистов, вот она первая в строю держит полотно из ткани с надписью «Чиновник главный тунеядец». В своей среде ее называли Марфой. Она и раньше отличилась на такого рода акциях. В июне 2016-го проходила подозреваемой по уголовному делу: тогда в Минске забросали краской здание Белтелерадиокомпании, а двумя месяцами ранее в Киеве подожгли здание Голосеевского суда... Также было понятно, что Марфа числилась одним из неформальных лидеров местных анархистов.
…Март 2017-го. Местные анархисты в первом ряду на «марше тунеядцев» в Бресте. Май 2018-го. Неизвестные в масках с дымовыми шашками перекрыли трассу М-1 на выезде из Бреста. В руках транспарант: «Нет заводу АКБ». Затем и здесь в сети появляется информация о том, что ответственность за это берут на себя анархисты. В этом же регионе забрасывали дымовую шашку в здание брестского ГУБОПиК. Пытались раскачать ситуацию на самом заводе. Такие же ячейки ждали своего часа в Минской, Витебской, Гомельской, Гродненской, Могилевской областях. На первый взгляд, они существовали разрозненно, но это мнение оказалось ошибочным.
К СВЕДЕНИЮ
В сентябре 2017 года в съемной квартире лидера анархистского движения Романа Халилова оперативники изъяли: стикеры с надписью «Президент нужен рабам», наклейки с надписью «Пощады не будет», книги «Тактика боя» и «Пулеметы», пособие по шифрованию на компьютере, ножи, АК-74 пневматический с магазинами, сканер для поиска прослушивающих устройств, радиостанции, медаптечки, газовые и перцовые баллончики, бронежилеты, саперные лопатки, деньги в белорусских и российских рублях, гривнах, долларах и т.д.
Все дороги вели…
Распутывая этот клубок, сотрудники ГУБОПиК уже не сомневались: страна опутана целой сетью связанных между собой анархистских группировок. Они готовы к радикальным действиям, имеют четкую иерархию, роли, организацию. Достаточно было отдать приказ. Связь — только через личные контакты, переписка зашифрована. Боевое слаживание, тренировки проходили в лесах, на пейнтбольных площадках. Выпускались обучающие видеоролики и методички, в том числе по изготовлению взрывчатки, «коктейлей Молотова», как противодействовать силовикам и прочие.Ниточки от каждого регионального движения вели прямиком в головную структуру в Минске. Именно там подбирали кадры, растили лидеров-региональщиков, обучали их, строили планы и координировали их выполнение, распределяли финансы. Во главе — «Революционное действие» (РД), одна из самых радикально настроенных группировок, ставящих перед собой целью свержение действующей власти силовым путем.О себе организаторы РД писали так: «Наша абсолютная цель — достижение анархистского общества… Наше решение — самоуправление!»
Звучит зловеще. Одна из ключевых фигур — 29-летний Роман Халилов по кличке Планер. Он из Грузии, в Минске жил на съемных квартирах. Является неформальным лидером в движении, 12 раз привлекался к административной ответственности. Работал в IT-компаниях, создавая программы и системы шифрования, параллельно администрируя в Telegram канал «Революционное действие». Вот они обсуждают, как надо бороться с властью, вот — методички по изготовлению и применению оружия, вот специально снятые видеоуроки противодействия силовикам. Активно призывали к участию в уличных беспорядках, блокировке дорог, разного рода диверсиям. Неуверенных брали на слабо. Обеление преступников — тоже норма. Халилов администрировал также каналы «Банда Луки (опознание)», «Беседы беларуской революции», прячась под никнеймом Rebel Spirit, в сети «ВКонтакте» «Враг государства» и др.
Костяк РД действовал руками новоиспеченных анархистов, нередко их использовали вслепую. Именно такие группировки на улице задают тон и агрессивное настроение толпе.
Вербовка — через соцсети, цель — молодежь
Сторонников анархистского движения ищут в основном через соцсети. Цель — молодежь 14—20 лет. Сначала личности молодых людей анализируют через страницы в соцсетях, затем — при персональном «собеседовании».
Правой рукой в движении по Брестской области у Халилова был Дмитрий Левчук 1995 года рождения, неформальный лидер в своем регионе.
Вербовать предпочитали, начиная со школьников и студентов. Так в сеть попала, к примеру, учащаяся колледжа БГУ Юлия Красуцкая, в дальнейшем — участница незаконных акций. Задержана за надпись «Руби чиновников, а не деревья. Revbel.org» на стене дома по улице Сердича в Минске и «Вырубай ч» на трансформаторной станции. Да, тогда Красуцкая была вместе с Гаевским-Ханадой, он бросил ее, а сам сбежал.
Еще одна активная участница леворадикального движения анархистской направленности Елена Витко, кличка Лена-Винт. Имеет инвалидность III группы, принимала участие в пикетах. Имеет права администрирования в Telegram-каналах «Революционное действие», «Банда Луки (опознание)», «Беседы беларуской революции», может иметь никнейм pino. В апреле пыталась бежать в Польшу, но не вышло.
Было и «мясо», то есть те, кого не жалко отдавать в расход. Для них итогом участия в движении всегда становилась в лучшем случае административка, в худшем — колония.
Отдельные боевики держались в тени. Например, минчанин Алексей Сеничев. Незаконно приторговывал вещами из-за границы, а официально числился подсобным рабочим в одном из минских яслей-садов. Что мешало в нужный момент включить такого «спящего» и устроить теракт, взять детей в заложники?Информационное сопровождение сети анархистов, помимо своих Telegram-каналов и страниц в соцсетях, оказывали площадки вроде экстремистских каналов Степы Путило, TUT.BY, «Нашай Нiвы», польского «Белсата» и госдеповского «Радио «Свобода». Также у движения свой общак. Деньги поступали как через сборы внутри структуры, так и из-за границы.
Параллельно таких, как Рабкова, вводили волонтерами в правозащитный центр «Вясна» (сейчас фигурирует в уголовном деле). Марфу, кстати, туда привела небезызвестная в оппозиционных кругах Анастасия Лойко — для лоббирования интересов анархистского движения. Это нужно было для того, чтобы в определенный момент кричать на публику, мол, задержанные анархисты — «политзаключенные». А это прямой путь к зарубежным грантам. Она же, Рабкова-Марфа, агитировала в соцсетях, администрировала анархистские группы и аккаунты, в том числе «Банду Луки», «Революционное действие», в интернете общалась в закрытых группах «Джабер», Signal, Vire и Resip. Она же направляла волонтеров, а по сути боевиков, на блокировку избирательных участков. Сейчас «жертвой режима» пытаются представить саму Рабкову, теперь ей придется ответить по уголовным статьям.
Да, сам Халилов, по оперативной информации, сейчас находится в Киеве. Открыл там «спортивный кружок» по самообороне. Активен в соцсетях, меняет никнеймы и аккаунты.
Боевое крыло готово к действию
В преддверии попытки «беломайдана» анархия задействовала силовой ресурс. В эту сеть входил и известный анархист Игорь Олиневич. Тот самый, группировку которого пограничники блокировали рядом с Украиной 28 октября прошлого года. Среди задержанных четверо радикалов. Олиневич и Дмитрий Дубовский прибыли из Украины. Первый уже был осужден к восьми годам лишения свободы за экстремистские преступления. Был помилован, уехал в Польшу. Дубовский находился в розыске. Еще двое — Дмитрий Резанович и Сергей Романов. Один — участник киевского Майдана, был депортирован из России в Беларусь, другого в 2012-м задерживали в День Независимости на подъезде к Минску с самодельным взрывным устройством.Формировалась группировка в Украине, там и вооружалась. Все четверо имели диверсионную подготовку, навыки взрывотехники, обращения с огнестрельным оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами, ориентирования на местности, соблюдали меры конспирации.По Беларуси перемещались только в темное время суток. Именно они 22 октября прошлого года подожгли здание Госкомитета судэкспертиз и районной прокуратуры Солигорска, а спустя неделю — Мозырский райотдел ГАИ. Все четверо — фигуранты уголовного дела по статье «Акт терроризма».
Теперь выяснилась еще одна деталь, ранее она не озвучивалась. До задержания Резанович встречался с той самой Марфой-Рабковой. Есть предположение, что она была причастна к инциденту с налоговой в Гомеле и кто знает, к чему еще. Она же была связана с Александром Францкевичем, ранее они забросали в Киеве «коктейлями Молотова» Голосеевский суд. Об этом на руке Марфы осталась метка — ожог.
Кто такой Францкевич? Он, как оказалось, администрировал каналы в Telegram и вел агитработу под ником «Просто Человек» и др. А как вам такой факт его биографии? В 2011 году был осужден к трем годам колонии, освободился и уехал в соседнюю страну. Однако в 2019-м Украина депортировала радикала в Беларусь с основанием «представляет угрозу нацбезопасности Украины». Свою подрывную деятельность продолжил уже здесь, являясь одним из лидеров белорусского анархистского движения.
Францкевич имеет высокий уровень познаний в сфере IT-технологий, за пределами Беларуси активно пропагандировал анархизм, вербовал и вовлекал в антигосударственную деятельность белорусов. Именно он инициировал создание таких анархистских Telegram-чатов и каналов, как «Прометей», «Речи Бунтовщика», «Революционное действие», «Беседы беларуской революции», «Банда Луки (обсуждение)» и др. Запущенная Францкевичем пропаганда радикальных взглядов в интернете представляет реальную угрозу нацбезопасности страны. Он был одним из тех, кто и здесь взращивал в головах молодежи идеи радикальных группировок, прививал принципы свержения действующей власти нейтрально настроенным гражданам, вовлекал их в экстремистскую деятельность.
По имеющейся оперативной информации, Францкевич, Гаевский-Ханада Акихиро и другие в дни недавнего обострения политической ситуации в Беларуси на своих ресурсах активно призывали к уличным беспорядкам, силовому влиянию на госслужащих, распространяли нужные видеоролики. Координировали уличные акции в августе прошлого года и сами участвовали в них. Оба задержаны.
…Связка Олиневич — Францкевич — Дедок создавалась давно. К такому финалу шли рука об руку. В 2011 году все трое были осуждены по делу «анархистов» за серию поджогов, вандализм, знаменитую атаку с «коктейлями Молотова» на здание посольства Российской Федерации в Минске. До этого, в 2009 году, с группой около тридцати человек у здания Минобороны под руководством Дедка развернули транспаранты с лозунгами вроде «Выше, выше черный флаг — государство главный враг», а Олиневич забросил на территорию министерства дымовую гранату. Через пару месяцев бросал в казино сигнальные факелы, Дедок же снимал все на видео.
В последнее время уголовник Микола, доучившись в ЕГУ Вильнюса (там же обучались Рабкова, Гаевский и другие), активно продвигал идеи анархизма, экстремизма, пытался стать для радикалов духовным лидером. Издавал характерные книги, восхвалял преступников, публиковал личные данные белорусов, угрожал им, участвовал в уличных беспорядках, публиковал инструкции и т.д. Да, еще у него был канал «Радикс», где и рассказывал о своих увлечениях и о том, как проводил время в заключении. При задержании в конспиративной квартире у Миколы нашли готовые ингредиенты для «коктейлей Молотова» и пр.
Кураторы с другим гражданством
Установленный факт — лидеры группировок выезжали для обучения в страны Евросоюза, тренировались на протестах во Франции, Украине, Греции. Получали инструкции из-за рубежа, к примеру, о том, как реанимировать затухающие белорусские протесты. В Беларусь привлекались анархо-сторонники из других стран.Организация «Революционное действие» является частью мирового анархистского движения, которое борется с государственной властью. По материалам ГУБОПиК следователи возбудили уголовное дело за создание преступной организации либо участие в ней. Фигуранты — более десяти лидеров и участников анархистского движения, еще столько же будут объявлены в розыск. Установлено, что с 2005 года они участвовали в деятельности международной преступной организации, состоящей из региональных организованных групп на территории разных государств, в том числе анархистского толка. Уголовные дела — результат кропотливой работы оперативников ГУБОПиК МВД и УСК Минска, был проанализирован большой объем информации, изучены планы и отчеты проводимых акций, общение в закрытых мессенджерах, финансовые потоки, один из них — международный «Анархический черный крест».
Подготовка к выборам в Беларуси, говорит сотрудник ГУБОПиК, велась с 2017 года. Анархисты уже тогда говорили, что будет «очень горячий год». Обсуждались цели, задачи, координация.
Главное в этой истории то, что в стране были взращены готовые боевики, лидеры террористических организаций. Идеология, методы, структура, тактика именно террористических группировок. Благодаря современным технологиям — группировок куда более опасных, чем прежде. Мы оказались в шаге от беды. Благо силовики снова сработали четко.
Рисунки Олега КАРПОВИЧА