Национальный центр электронных услуг завершает обновление личного электронного кабинета, который будет доступен каждому жителю страны

Сервис в цифровой обертке

В скором времени в стране введут в обиход биометрические документы. С внедрением ID-карты граждане получат ряд преимуществ, среди которых и дополнительные цифровые возможности. Тем временем в Национальном центре электронных услуг работают в том числе и над обновлением личного электронного кабинета. С его помощью белорусы смогут удобно и быстро получать госуслуги в сфере социальной защиты и налогообложения, земельно-имущественных отношений и государственных закупок, а также судебного производства, торговли и финансов в электронном виде. 

В этом году Национальный центр электронных услуг реализует новый подход в создании личного электронного кабинета.

В автоматическом режиме и для всех

В этом году Национальный центр электронных услуг реализует новый подход в создании личного электронного кабинета. Он автоматически появится у каждого белоруса, иностранца или лица без гражданства, постоянно проживающих в стране. Е-кабинет будет представлять собой веб-интерфейс доступа граждан к общегосударственной автоматизированной информационной системе (ОАИС). Создаваться он будет на основании персональных данных из регистра населения на базе единого портала электронных услуг. Активация будет происходить с момента первичного входа пользователя в е-кабинет со строгой аутентификацией на едином портале электронных услуг (ЕПЭУ), то есть с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП).

Электронный кабинет каждый может создать себе уже сейчас на ЕПЭУ. Для того чтобы получить необходимый сервис, пользователь должен авторизоваться на портале и попасть в свой е-кабинет. В данный момент авторизация бывает двух видов: нестрогая — вход по электронной почте, а также строгая — по ЭЦП. В зависимости от уровня авторизации гражданину доступны разные виды электронных сервисов. 

Принципы бизнес-процессов при создании и реинжиниринге электронных сервисов нацелены на то, чтобы пользователь получил максимальную пользу.
portal.gov.by

Подобный алгоритм действий будет сохранен и в обновленном личном кабинете. А для получения электронных услуг государства с применением ID-карты создается аппаратно-программный комплекс «Единая платформа для системы межведомственного электронного взаимодействия», сокращенно — АПК «Платформа». Постепенно на нее переведут административные процедуры и электронные услуги, в первую очередь самые популярные. К примеру, принятие решения о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, выдача пропусков на право въезда, временного пребывания, передвижения в пограничной зоне иностранным гражданам и лицам без гражданства и многие другие. А также электронные услуги по передаче информации об иностранцах и лицах без гражданства, временно пребывающих в Республике Беларусь, или услуга о подтверждении операторами электросвязи сведений об абонентах.

Обновленный электронный кабинет станет самым простым и эффективным способом получения государственных услуг и административных процедур в электронном виде. А данные, синхронизируемые в режиме реального времени, будут доступны пользователю онлайн. После активации е-кабинета можно будет получать полный спектр услуг, а также просматривать историю его использования, которая будет сохраняться.

Обновленный электронный кабинет станет самым простым и эффективным способом получения госуслуг и административных процедур в электронном виде.

Более 6,5 млн е-услуг за год

Кроме того, развитие получат и сами услуги. Над этим вопросом многие госорганизации, в том числе и НЦЭУ, сейчас также активно работают. В данный момент на portal.gov.by реализовано более 190 электронных сервисов. Наращивание их количества — одна из задач всех заинтересованных сторон, так или иначе участвующих в процессе построения электронного правительства. По словам первого заместителя директора Национального центра электронных услуг Сергея Руднева, сегодня в Беларуси создана единая платформа электронного правительства, которая предлагает технологические возможности для цифрового диалога госаппарата, населения и бизнеса в онлайн-режиме:

Сергей Руднев.
— Электронное правительство — наиболее эффективный способ взаимодействия не только бизнеса с государством, но и бизнеса с бизнесом, а также граждан с гос­органами. Сегодня для получения ограниченного объема сервисов на едином портале электронных услуг требуется лишь обычная регистрация. Для того чтобы получить полный набор услуг, необходимо использовать электронную цифровую подпись. Это аналог собственноручной подписи. Она придает юридическую силу любому электронному документу и позволяет совершать юридически значимые действия во многих информационных системах: электронного документооборота, регистрации предприятий и индивидуальных предпринимателей, подачи налоговых деклараций и отчетов, интернет-банкинга и других.

Говоря о процессе цифровизации услуг, нужно понимать, что он достаточно сложен и складывается из множества этапов и тесного взаимодействия всех заинтересованных сторон. Принципы самих бизнес-процессов при создании и реинжиниринге электронных сервисов нацелены на то, чтобы в конечном счете пользователь от каждого реализованного электронного сервиса получил максимальную пользу. Выгода от этого очевидна: е-сервисы не требуют личного присутствия и исключают бумажную волокиту, а главное, экономят один из главных ресурсов для человека — время.

В данный момент на portal.gov.by реализовано более 190 электронных сервисов.
potashnikov.com

О популярном

В данный момент на едином портале электронных услуг создано 117 тысяч личных кабинетов. Примерно год назад е-кабинетов на portal.gov.by было на тридцать процентов меньше, чем сейчас. При этом связывать увеличение их количества с началом пандемии не стоит: уход общения граждан и бизнеса с государством в онлайн — это логичный и динамичный процесс современности.

— Особенно когда мы говорим о Беларуси как о стране, в которой активно развивается IT-сфера. Высокие технологии проникают буквально во все процессы. Всего за прошлый год посредством портала оказано около 6,5 миллиона электронных услуг. Для сравнения: в 2019 году — более 5 миллионов, — рассказала ведущий специалист НЦЭУ Татьяна Ускова.

Говоря о том, какие услуги сегодня наиболее популярны, специалист отметила сервис обязательной регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства, временно находящихся в стране. В этом же списке и сервис по проверке контрагентов. Е-услуга 3.36.01 «Сведения для проверки благонадежности деловой репутации» позволяет фактически в три клика узнать о благонадежности контрагента, чтобы исключить риски перед потенциальной сделкой либо убедиться в репутации уже действующего партнера. 

Среди электронных сервисов, которые доступны для физлиц при наличии электронной цифровой подписи, значится в том числе выдача пропусков на право въезда, временного пребывания и передвижения в пограничной полосе. А также зачет, возврат сумм налогов, сборов, пеней, информация о размере пособия на детей и периоде его выплаты, предоставлении государственной адресной социальной помощи, размере получаемой пенсии.

kryzhevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter