Член Совета Республики Смоляк — о помощи обездоленным, решении идти в депутаты и любви к чтению детективов

«Сережа, а кто у нас в семье главный?»

Член Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности, депутат Гомельского областного Совета, председатель Гомельской областной организации республиканского общественного объединения «Белорусское общество Красного Креста» и… мегапозитивный человек. Она никогда не позволяет унывать ни себе, ни тем, кому помогает справиться с суровыми жизненными обстоятельствами. А за пределами залов заседаний и палаток Красного Креста Алла Викторовна — еще и гордая мама двоих детей, любящая супруга, страстный байкер!

Про культуру и привидение

— Алла Викторовна, мы с вами в самом прекрасном месте Гомеля — знаменитом парке, созданном еще Паскевичами в середине XIX века. Знаю, что для вас это своеобразное место силы…

— Да, мне очень повезло с местом работы! Во всех смыслах, в том числе и географическом. Областная организация Белорусского общества Красного Креста располагается как раз напротив парка. И когда мне надо немного перевести дух, перезагрузиться, я иду сюда. Гомельская природа просто потрясающая! Мы обожаем с мужем выгуливать собаку вокруг озер, кормить уток.

Яша — любимец всей семьи.


— Да и само здание Красного Креста особенное...

— Его построили еще в XIX веке, это домик дворника Ирины Паскевич. Она очень много делала для местных жителей, строила и содержала больницы, фактически стояла у истоков создания Красного Креста в регионе. Говорят, отсюда начинается подземный ход, можно дойти до самого дворца Румянцевых и Паскевичей.

— Нашли?

— Эх, нет. Но говорят, еще есть привидение. Его, правда, тоже не видели, но сотрудницы слышат, как кто‑то ходит, двери закрывает...

— Теперь вы настоящий эксперт по легендам, истории и культуре Гомеля. Сложно поверить, что вы не коренная жительница, а переехали сюда уже во взрослом возрасте. Первое впечатление от Гомеля помните?

— Очень большой! Я из городского поселка Березовка Лидского района Гродненской области. От гомельских просторов даже немного кружилась голова, я не представляла, где город начинается и где заканчивается. Однажды муж меня перевез по мосту через Сож в Новобелицкий район и сказал, что это уже Украина. Ну я и поверила! Зато теперь я знаю в уже моем Гомеле все! Мы очень любим в театры ходить, открыла для себя цирк. Моя коллега по Совету Республики Татьяна Абель, руководитель циркового коллектива, представитель знаменитой династии, вытягивала меня на все представления.

Больше чем работа

— А такой активисткой, спортсменкой и просто красавицей вы с детства были?
— Активисткой точно была! Еще в школе я любила быть на первых ролях. Если командовать классом — значит, Алла. «Зарница» или смотр ЮИД — я командир отряда. Увлекалась картингом с детства. С четвертого класса ходила, смотрела, пробовала.
— Не страшно было?

— Драйвово! Техника меня увлекала всегда. У отца был и легкий мотоцикл, и тяжелый. Папа с детства меня приучал к таким средствам передвижения. Я участвовала в соревнованиях. Ограничивалась, правда, областными, но помню, даже стала первой на старте в Гродно. Там были одни мальчики, а я пришла первая к финишу. Снимаю шлем — мальчишки видят копну длинных волос, и у них удивление. Получилось как в кино!

— А артисткой стать мечтали?

— Я ходила в театральный кружок. Еще пела в хоре, выступала в составе квартета. Хотела в музыкальную школу, но мама сказала, что мы не потянем. У нас при стеклозаводе «Неман» был театральный кружок уже для взрослых. Я и туда ходила. Играла во многих хороших постановках, например «А зори здесь тихие…».

Будущий лес — для всей страны.

— Почему в театральный не поступали?

— Тогда это было культпросветучилище в Минске. Мама сказала: «Далеко, да и зачем тебе училище, если ты можешь окончить институт?» Я быстро вышла замуж, родила ребенка, а потом все догоняла. Окончила торгово‑экономический техникум, а уже в Гомеле, куда переехала вслед за мужем, — Белорусский торгово‑экономический университет потребительской кооперации.

— А вы своим детям говорили, какую профессию выбирать?

— Вообще не указывала. Я бы хотела, чтобы младший сын Марк был медиком, мне кажется, из него получился бы неплохой врач. Но он пошел на юридический. Старшая дочь Даша еще со школы хотела быть милиционером. Собиралась в Академию МВД, по медтребованиям не прошла. Но окончила юридический факультет и все равно исполнила свою мечту. Работает в отделении по агитации и пропаганде областного управления ГАИ. Влиять на детей не получается: они козероги по гороскопу, это страшно упрямые люди!

Алла Смоляк вместе с дочерью Дашей.

— Вы работали продавцом, товароведом, а потом кардинально сменили сферу. То есть можно поменять свою жизнь в любом возрасте?
— Можно, если знаешь, чего хочешь. Я всегда мечтала помогать людям, даже хотела пойти в медицину. И однажды я просто отправилась в Красный Крест, чтобы предложить свои услуги как волонтера. Через пару лет уже стала сотрудником новобелицкой районной организации. У меня в Красном Кресте соединилось все! И медицина, и управление, и экономика, и организация мероприятий. Это больше, чем работа, это мой дом, это моя жизнь!
С сыном Марком.

Проблемы и победы каждого дня

— Вы в Красном Кресте с 2000 года. Насколько за это время изменилась организация?

— Красный Крест тогда и сейчас — это небо и земля. Была очень сложная ситуация со средствами, пришлось сокращать 80 ставок службы сестер милосердия. И постепенно, по капельке эта служба создавалась вновь. Теперь мы снова работаем по государственному социальному заказу, берем на обслуживание одиноко проживающих людей, которые нуждаются в стороннем уходе. У нас нет людей, брошенных в старости и горести.

С подопечными Красного Креста.

Создавали первички иногда с нуля. Сегодня у нас более 250 тысяч членов общества — это люди, разделяющие цели и задачи Красного Креста. Мы никогда не собираем просто взносы, мы рассказываем, кому и чем удалось помочь, куда пошли каждые сданные три рубля.

— Вы никогда не запираетесь в кабинете, всегда в гуще событий: то в кризисном центре принимаете тех, кто нуждается в крыше над головой, то помогаете беженцам…

— Нужно показывать личным примером, что можно нести добро и помогать людям. Иначе тебе не поверят и не пойдут за тобой. Иначе ты никого не сможешь вдохновить.

— Какие дни были самыми сложными?

— Каждый день яркий и сложный. Вот как сегодня. Прибыл к нам в кризисный центр мужчина из Донецка. Слабовидящий, у него собака‑поводырь. Наши соцработники не могли смириться с большой собакой. Пришлось ехать сглаживать конфликт. Потом я увиделась с женщиной, жившей когда‑то под балконом и отморозившей пятку. Мы дали ей кров и пропитание, сделали документы. Сегодня она расцвела, с надеждой смотрит в будущее. Каждый день у нас — это и радости, и трудности, и проблемы, и победы.

Сдача крови. Хорошему надо учить на собственном примере.

Пол не имеет значения

— Почему решили стать депутатом?
— Во‑первых, перед глазами был пример моей активной мамы. Она тоже была депутатом сельского, районного, областного Советов. Во‑вторых, с самого начала своей деятельности я дружила с органами власти, потому что общение всегда помогает консолидироваться, делать хорошее. Я столько работаю с людьми, есть что рассказать и сделать. Поэтому и пошла на выборы в областной Совет депутатов.
Я поняла, что у меня получается. Люди просили школу в новом микрорайоне Хутор — мы были у истоков всех обсуждений, отстаивали важность объекта. Шикарная школа получилась. Дороги построены, открыты амбулатории — слушаем и слышим людей. А Совет Республики стал консолидацией всего моего опыта. В прошлом созыве занималась социальными вопросами, а сейчас член Постоянной комиссии по международным делам и национальной безопасности. Среди генералов и полковников я одна женщина!

— Сегодня сложно женщине руководить, быть у власти?

К мемориалам Великой Отечественной войны — с особым трепетом.

— Я уже настолько неотделима от своей работы, что пол не имеет значения. У меня легкий характер, я стараюсь со всеми говорить честно, открыто, по‑дружески. Я всех знаю, меня все знают. А еще я родилась в год Быка, я очень упрямая, обязательно добьюсь своего.

— Вам как человеку, несущему в мир добро, не кажется, что люди становятся злее?
— Люди всегда были разные: и добрые, и не очень. Сказать, что мир сейчас жестче стал, не могу. Есть люди завидующие, а это даже по Библии страшный грех. Я никому никогда не завидовала, за всех стараюсь радоваться. Купил новую машину — молодец, что у тебя есть желание, дорос по зарплате и хочешь себя порадовать. Знаете, добрее становятся те, кого жизнь побила. После ковида многие переосмыслили свои ценности, потому что поняли, что в жизни важно.

Рев мотора

— Косуха, байк — и вперед по просторам Беларуси! Как мотоциклы вернулись в вашу жизнь?

— Это благодаря второму супругу. Мы с ним познакомились на море, куда ездили отдыхать с мамой. В отеле жили участники байк‑фестиваля. Мы пошли посмотреть на них, Сережа подошел познакомиться и через 15 минут сделал мне предложение. А я переманила его из России в Беларусь. И теперь мы с ним вместе на мотоциклах. Я с техникой на ты, а мотоцикл — это драйв, скорость, свобода передвижения.

Мотоцикл — для души и драйва.

— Так у вас в семье матриархат или патриархат?

— Сейчас у мужа спрошу! (Смеется и набирает номер. — Прим. авт.). Сереж, у нас в семье матриархат или патриархат? Говорит: матриархат. Еще сказал, что ему просто лень со мной спорить! И вообще, мы, женщины, все равно добьемся своего тем или иным способом, поэтому с нами проще согласиться!

— Какой у вас самый главный недостаток?

— Их, пожалуй, два. Я очень упертая и предпочитаю рубить правду в лицо, не всем это нравится. И я не так много уделяю времени семье, как хотелось бы.

— Есть хобби?

— Дачу свою люблю.

— Огородик?

— О нет! Тишина и спокойствие. Только отдых. Больше, пожалуй, никаких хобби и нет.

— Зато как гордая мать хвалитесь в соцсетях своей дочерью.

— Да, Даша просто волшебно вышивает, у меня вся прихожая в ее картинах. Красиво‑красиво! Я так не смогла бы. Для меня довольно занудное занятие. Мне надо делать все быстро.

— Что нужно вкладывать в детей, чтобы воспитать их хорошими людьми?
— В детей ничего вкладывать не надо. Детей просто нужно любить. Если ребенок будет чувствовать себя любимым и защищенным, он никогда не сделает тебе больно, не будет творить зло. Я не воспитывала их по какому‑то определенному образцу, говорила только: нельзя трогать чужое, нужно быть отзывчивым и добрым, и помните, что я вас очень сильно люблю. Знаю, что Марк в школе, если чего‑то не успевал, говорил учителям: «Вы только не расстраивайте маму, я все выучу!»
— Если читать, то...

— Детективы! Вообще, разнообразную литературу читаю, но детективы — с особенным удовольствием.

— А если смотреть?

— Люблю фильмы с жизненными историями вроде «Долгой дороги в дюнах», но больше всего — исторические фильмы. Очень люблю погружаться в другие эпохи.

— Если бы была возможность жить в другом времени, что это была бы за эпоха?

— Времена Петра I — интересное, романтичное и насыщенное время становления государства.

— Где предпочитаете отдыхать?

— Лукавить не буду, больше всего люблю море. Это единственное, чего не хватает мне в Беларуси для полного счастья!

— В тишине или в компании?

— Я люблю движение, драйв, мотофесты, концерты, да и просто компании друзей. Но если говорить об отдыхе и перезагрузке, то здесь предпочитаю тишину и спокойствие.

— Готовить любите?

— И люблю, и умею. Еще бабушка учила. Готовлю все — от мяса до салатов. Вот сейчас закончим интервью — и поедем с мужем на дачу: сегодня обещала приготовить новый салат из баклажанов и кедровых орешков. Всегда готова к экспериментам!

Культура делает человека самодостаточнее

— Чем выше культура, тем самодостаточнее и воспитаннее люди, уважительнее и к себе, и друг к другу, — считает Алла Смоляк. — Я посещаю все фестивали и концерты, с одинаковым удовольствием смотрю оригинальные постановки и военно‑исторические зарисовки на памятные даты у мемориалов. Мои сотрудники сегодня сказали спасибо, что отправила их в выходной на «Партизанскую криничку», где они вместе возложили цветы, послушали военные песни, отведали солдатской каши.

Доброте надо учить в любом возрасте

— Когда в 2018 году открывали в Гомеле Кризисный центр, сомневающихся в его нужности хватало, — вспоминает Алла Викторовна. — Мы встречались со всеми, объясняли: давайте будем добрее, это такие же люди, как и вы, просто оказавшиеся в очень сложной ситуации. Кто-то бежал от войны, у кого-то сгорел дом, а другой потерял все из-за собственной глупости и слабости, но он действительно хочет исправиться. Мы вместе можем помочь таким людям начать новую жизнь.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter