Исторический ракурс конфликта на Балканах

Сербский дивергент

И вновь возле нас полыхнуло… Чем дальше, тем понятнее становится, что в покое нас не оставят. Регион пытаются поджигать, причем делают это с такой частотой и энтузиазмом, что все уже как-то и привыкать стали. На этот раз полыхнуло в Сербии, и нет, ничего еще не закончилось. Конфликт отложили на месяц, стороны пока с силами соберутся. Угли тлеть не перестанут, надо будет только немного подуть. Сербия прошла очень сложный и кровавый путь, и в том, что обострение там еще произойдет, сомневаться совершенно не приходится. Давайте посмотрим, как сложилась настолько взрывоопасная ситуация и почему там заискрило именно сейчас…


Начало

Вся эта история с современной Сербией стартовала после окончания Первой мировой войны, которая, к слову, началась именно на Балканах. Победители делили Европу, и так уж случилось, что сербское королевство, позже названное Югославией, вобрало в себя несколько окрестных регионов. А в этих регионах проживали совершенно разные народы как по национальности, так и по религиозным убеждениям.
Гражданами нового государства стали сербы, хорваты, словенцы, черногорцы, боснийцы, албанцы, македонцы. Надо понимать, что это объединение было далеко не добровольным.
Во время Второй мировой войны одни народы поддержали нацистов, а другие, напротив, неистово партизанили. После окончания войны взаимное недопонимание никуда не делось. Но проблема решалась, концепция была выработана еще при Тито. Затем некоторое время Югославия держалась благодаря СССР, но уже в 1980‑х начался процесс распада: режимы в Восточной Европе посыпались один за одним. Как раз тогда к власти в Югославии пришел Слободан Милошевич, общие тенденции он уловил совершенно правильно и какой-то период пытался удержать страну от межэтнических разборок с помощью создания некоей общей национальной идеи. Не помогло.


Кровавый разлом

Соединенные Югославией народы, глядя на соседей, решили, что, раз уж они отдельные нации, неплохо бы заняться своим национальным возрождением, а в идеале делать это в собственном национальном государстве.
В Словении и Хорватии прошли референдумы, страны отделились от Югославии. Однако руководству последней такое развитие событий не понравилось, демарш решили подавить с помощью армии…

Только вот в Югославии, помимо армии, существовали еще предельно хорошо организованные и подготовленные силы «территориальной обороны», а располагались они, как несложно понять из названия, на своих собственных территориях. И как только встал вопрос о применении вооруженных сил против Словении, та самая «тероборона» моментально взяла под контроль все, что имело отношение к армии на территории Словении. Военной операции как таковой не получилось, и республика Словения стала независимым государством. А под шумок еще и Македония отделилась…

Как говорится, дурной пример заразителен. Хорваты, имея на руках результаты референдума, начали захватывать военную инфраструктуру, мотивируя тем, что они теперь тут независимые и чужих войск на своей территории не потерпят. 
Надо заметить, что отношения между сербами и хорватами всегда были несколько натянутыми, а тут еще и такой замечательный повод подвернулся.

Хорваты захватили огромное количество военной техники, а сербы, проживающие в Хорватии, объявили о своем отделении от этой страны с прицелом на дальнейшее присоединение к Сербии. Впрочем, долго они не протянули…


Матрешка

И если со Словенией все получилось относительно спокойно, то вот уже Хорватию отпускать не хотели. 
Началась совершенно полноценная война с танками и авиацией. Сербская авиация бомбила Хорватию, а та не менее увлеченно стреляла из захваченных орудий по тем самым сербам, которые захотели отделиться от Хорватии и назвали себя Сербской Краиной.
Раскручивалось это все настолько быстро и жестоко, что ООН оперативно признает Словению и Хорватию независимыми государствами, а весной 1992 года, решив как-то посодействовать прекращению войны, введет миротворцев. Боевые действия сошли на нет. Правда, очень ненадолго.

И практически сразу началась еще одна война. В Боснии и Герцеговине. Полагаю, вы догадались, что они тоже в 1992 году провели референдум и объявили о независимости. Естественно, Сербия референдум не признала, а вот США и ЕС вдруг выскочили как черт из табакерки и согласились, что это новое независимое государство.

Началось все традиционно с захвата военного имущества уже не совсем целостной Югославии. И вот там все происходило гораздо хуже, поскольку конфликт был не только этнический, но и религиозный. Дошло до совершенно настоящих концентрационных лагерей и всего сопутствующего. Воевали на взаимное уничтожение, мотивированы были лучше некуда, результатов достигли соответствующих. Закончилось все появлением на политической карте еще одного государства, признанного так называемым цивилизованным миром.

А всего через три года после перемирия с Хорватией полыхнуло с новой силой. Взаимная ненависть это время копилась, вот и прорвало. Хорваты начали с этнических чисток и откровенного геноцида сербского народа, даже не скрывая, что просто мстят за события трехлетней давности.


Все было настолько жестоко и масштабно, что ООН создала трибунал для расследования военных преступлений хорватов против сербов. Ситуация стала настолько вопиющей, что в 1995 году США и РФ совместно призвали прекратить военные действия. Не помогло. НАТО начало бомбить войска сербов, и только это позволило остановить военные действия. 
Такая двойная война с войной внутри получилась.

Косово

И вот только сейчас мы подошли к событиям в Косово, недавно ставшим объектом внимания всего мира. Все, что я писал выше, было прелюдией к рассказу о появлении «Армии освобождения Косово».

Косово — регион на юге страны, проживают там в основном сербы и албанцы, традиционно друг друга не очень любящие. В 1998 году между ними начались столкновения, которые довольно быстро переросли в массовые беспорядки. Причем албанский костяк состоял из членов преступных группировок, оружие у них и так было, да еще и полицейские участки громить начали. Полиция, естественно, отстреливалась и задерживала кого получалось.
Тогда албанцы подняли ставки и сформировали «Армию освобождения Косово». Кстати, боевиков армии тренировали британские и американские инструкторы на территории соседней Албании. 
Вспыхнуло с новой силой, только теперь уже в Косово, и все, кто еще не навоевался за прошедшие годы или просто не любил сербов, стянулись туда наверстать упущенное.

Однако сербы, набравшиеся опыта и не желающие терять еще кусок страны, начали успешно давить албанцев вместе с их армией освобождения. НАТО пыталось выступать арбитром, подписали перемирие, контролировали ситуацию военные самолеты альянса. Хотя есть мнение, что они на самом деле собирали информацию о сербской армии для последующего нанесения удара.

В 1999 году война ожидаемо возобновилась. Вместе с войной возобновляются и переговоры по ее прекращению. И вот тут нельзя не вспомнить, что единственным из государственных лидеров, кто не побоялся тогда приехать в Сербию, несмотря на отсутствие гарантий безопасности, был Александр ­Лукашенко. Тогда Слободан Милошевич передал официальное прошение о вступлении в союз России и Беларуси, это давало реальный шанс предотвратить грядущие события, но Ельцин инициативу похоронил. Впрочем, он тогда уже «устал» и вскоре собирался «уходить».


НАТО предложило Югославии вывести войска из Косово, предложение было очень странным, поскольку Косово является территорией Югославии. Ну а после отказа просто начали бомбить Югославию — ковровыми бомбардировками по городам и населенным пунктам.
Естественно, противостоять силам НАТО в одиночку Югославия не смогла и была вынуждена вывести войска из Косово, которое провозгласило независимость. Но это было настолько вопиющим нарушением всех международных норм, что признали эту независимость далеко не все, а некоторые страны даже отозвали свое признание. Беларусь, кстати, считает Косово частью Сербии. Так что Косово осталось частично признанной страной. И весь описанный конфликт никуда не делся, но был заморожен.

Право на жизнь

Эта история — наглядный пример лживости и лицемерия Запада. Ведь, по сути, все дружно признали независимыми странами территории, отколовшиеся в результате внутреннего сепаратизма. Страну разорвали на части и закрепили это юридически, а потом еще и разбомбили возражающих.


Однако в результате был создан инцидент, уничтоживший систему международной безопасности. Ну раз одним странам можно просто так бомбить другие для достижения неких геополитических целей, то и другие могут себя не сдерживать. Кроме того, всему миру продемонстрировали, как именно можно создавать новые государства из фрагментов старых независимо от их согласия.

Раз уж мы говорим о лицемерии, хочется привести еще один пример. Та самая «Армия освобождения Косово» после прекращения боевых действий перебралась в отделившуюся ранее Македонию и решила откусить там себе кусочек для создания независимого анклава. На этот раз НАТО погрозило пальчиком и сказало не шалить, все моментально и закончилось.


И вот спустя столько лет на все еще тлеющие угли вылили ведро бензина. С 1 августа в Косово должны были перестать признавать сербские автомобильные номера. Все машины следовало перерегистрировать на косовские номера, а выданные сербским МВД удостоверения личности отныне считались бы недействительными. Это создало бы огромные сложности для проживающих в Косово сербов. Как полыхнуло, мы могли наблюдать несколько дней назад. От начала новой войны, которая вполне могла распространиться на весь регион, спасло только то, что вступление в силу новых правил перенесли на месяц вперед.


На 1 сентября — дату начала Второй мировой войны. Согласитесь, очень символично. Возможно, здравый смысл возобладает и за месяц вопрос как-то урегулируют.
А теперь последний штрих. Ричард Гренелл, спецпредставитель США на Балканах, еще при Трампе пытался окончательно закрыть косовскую проблему: прорабатывалась сделка по обмену Северного Косово, населенного преимущественно сербами, на три южные сербские общины, где 95 процентов населения составляют албанцы. Если бы Трамп остался на второй срок, с очень высокой долей вероятности этот конфликт удалось бы окончательно разрешить. Но Трампу выборы достаточно демонстративно проиграли, к власти пришли силы, заинтересованные в эскалации конфликта в Европе, результат мы можем наблюдать самолично.

Ну что ж, если конфликты обостряются, значит, это кому-то нужно. Ждем 1 сентября.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter