Ослабить геополитических конкурентов
— Насколько быстро в сложившихся условиях Беларусь и Россия смогут перестроить свою логистику, перенаправить движение товарных потоков в другие регионы мира, наладить эффективные кооперационные связи и выйти на новый этап двустороннего экономического развития?— Уже очевидно: санкции Запада — это надолго (если не навсегда). Белый дом откровенно озвучивает свои цели — нанести максимальный экономический урон, ослабить Россию, Китай и всех их партнеров, включая Беларусь. А санкции — один из инструментов этого жесткого противостояния.
Санкционная политика коллективного Запада, особенно последние меры в отношении России и Беларуси, фактически поставила жирный крест на существующем международном праве, роли и месте профильных международных институтов. К сожалению, это нынешние реалии, которые игнорировать не получится.
Минимизация потерь
— Как бы вы определили меры, предпринимаемые в нашей стране в условиях жестких рестрикций?— Беларусь дорожит репутацией надежного международного партнера и, выполняя обязательства в рамках Союзного государства, не осталась в стороне от ожидаемых негативных последствий. Так, первый заместитель Премьер-министра Николай Снопков, выступая 25 мая на совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики, отметил: 20 % белорусской экономики прямо пострадали от санкций, остальная часть — косвенно.
Здесь представляют интерес меры, которые уже предприняла и собирается предпринимать в ближайший период наша страна для защиты суверенных экономических интересов (в условиях беспрецедентного санкционного давления). Так, 14 марта этого года Александр Лукашенко подписал Указ № 93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики». В понедельник на совещании у Президента в широком составе был рассмотрен проект закона о совершенствовании социально-экономической политики.
И Беларусь, и Россия будут принимать скоординированные встречные действия, направленные на минимизацию потенциальных потерь реального сектора экономики и законную защиту интересов бизнеса и рядовых граждан Союзного государства.
В мировом сообществе растет понимание, что монополярный мир без границ и барьеров, где, по большому счету, все решал Вашингтон, остался в прошлом. Сегодня во всем мире активизируются механизмы формирования самоидентичности в системе управления, экономике, морально-этической сфере. Это в полной мере касается и нашей страны
По пути импортозамещения
— Для Беларуси и России востребованным трендом является импортозамещение: именно эта тема недавно детально обсуждалась на переговорах в Сочи лидеров наших государств. Как такой опыт можно использовать в рамках ЕАЭС?— Следует отметить, что данная проблема хотя и приобрела особую остроту после последних недружественных санкций так называемого коллективного Запада, но прорабатывалась намного раньше. Большинство из сфер сотрудничества Беларуси и России были прописаны в 28 союзных программах, утвержденных в конце прошлого года Декретом «Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021—2023 годы». Текущая ситуация вынуждает союзников незамедлительно приступить к их практической реализации.
За последнее десятилетие в рамках государственных программ импортозамещения в Беларуси реализовано почти 1,5 тысячи проектов (объем финансирования — 3,8 миллиарда долларов). В итоге было замещено 12 % импортной продукции на сумму 14 миллиардов долларов в эквиваленте. Высокую оценку работы в этом направлении на недавнем Евразийском экономическом форуме в Бишкеке дал Владимир Путин. Он, в частности, отметил, что Беларусь сохранила определенные, очень важные компетенции по целому ряду направлений, связанных с межгосударственной кооперацией, и Россия обязательно будет это направление развивать.
В свою очередь Премьер-министр Роман Головченко считает, что опыт совместной работы Беларуси и России по импортозамещению можно и нужно использовать в ЕАЭС.
Драйверы экономического роста — в Азии
— Наравне с российским рынком одним из наиболее приоритетных направлений для отечественного бизнеса является Китай. Как вы рассматриваете потенциал белорусско-китайского сотрудничества?— Действительно, экономика КНР в течение нескольких десятилетий демонстрирует не только впечатляющий рост ВВП, но и свое качество, системно превращаясь из «мировой фабрики ширпотреба» в «мирового технологического лидера». ВВП Китая с 2010 по 2020 год вырос в 2,5 раза. Согласно плану развития на 14-ю пятилетку, Китай должен не только обеспечить удвоение ВВП к 2035 году, но и стать мировой лидирующей инновационной нацией.
Переориентация наших компаний на азиатский рынок — одна из важнейших тем для белорусского бизнеса не только для торговли, но и для производственной кооперации.
savostenko@sb.by