Крупные российские оптовики «прощупывают» белорусский рынок
На выставке «Продэкспо» «закуска» терялась среди многочисленных стендов производителей и поставщиков спиртного. В обилии алкогольной продукции, собственно говоря, нет ничего удивительного. Рекламное законодательство настолько обрезало маркетинговые крылья производителям «вредных привычек», что показать себя во всей красе и можно-то только на подобных мероприятиях. И большинство свой шанс не упустили. Впрочем, отступать ликероводочной отрасли особо некуда. Продажи водки в Беларуси после планомерного повышения акцизов упали на 20 %, склады переполнены продукцией. Остается только как-то ее продавать и продвигать на рынке. Впрочем, алкоголь в пищевой отрасли далеко не единственная позиция, по которой есть вопросы со сбытом. Да и импорт по многим позициям жестоко давит: отечественная продукция теряет долю продаж по сокам, консервации… Но почему-то проблемные предприятия чаще всего и не «светятся» на выставках. Тихонечко сидят по своим региональным углам, жалуются на зарубежных конкурентов и нехороший ритейл, храня в глубокой тайне свои достижения и новинки продукции.
Иные производители сильно надеются на экспорт. Мол, приедут россияне и скупят всю отечественную продукцию. Возможно, не самую дешевую, но натуральную. Красивое предание, но верится с трудом. Несомненно, Таможенный союз дает большие преимущества для поставки продукции в Россию и Казахстан. Но интеграция открывает двери в две стороны. И на отечественный рынок все активнее начинают выходить коммерческие структуры из соседней страны. А там продовольственная отрасль крепко взята в ежовые рукавицы крутых компаний с огромными финансовыми возможностями. И серьезные российские игроки, совершая экспансию в сопредельные государства, по мелочи обычно не размениваются. Все подробно изучают, оценивают, прицеливаются… А потом за считаные месяцы прибирают все интересные сегменты к рукам. И оглянуться не успеешь.
Во время встреч с представителями оптовой торговли (они традиционно проводятся с производителями в рамках выставки) представители ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман» четко обозначили эту проблему: «Нам необходимо с вашей помощью удержаться на полках». Причем от этого зависит и будущее белорусского оптового звена.
Например, в России одна из компаний стала чуть не монополистом по оптовым продажам сигарет. За прошедшие два года корпорации удалось подмять под себя рынок Казахстана и Украины. На очереди теперь Беларусь? Возможно. И пускай отечественный табачный рынок не столь емкий, но российская корпорация не так давно вышла со своими акциями на Лондонскую биржу. И котировки необходимо поддерживать постоянным ростом бизнеса. А его фактически можно обеспечить только за счет соседних стран.
Как производитель, ГТФ не боится конкуренции. Фабрика сегодня активно модернизируется, запускает новую продукцию. Например, «NZ Safari» с трехслойным фильтром, который применяется в самых элитных импортных брендах. Но сегодня необходимо понимать: в Беларусь могут прийти серьезные компании из России и Казахстана.
Впрочем, эта парадигма относится не только к сигаретам. Крупные операторы могут очень быстро «разобраться» на белорусском розничном поле. К сожалению, далеко не все родные производители понимают: тепличные условия заканчиваются, начинается борьба за потребителя. Жесткая и бескомпромиссная. У частных компаний всегда есть шанс выгодно и с успехом выйти из игры, продав свой бизнес крупным импортным корпорациям. А вот государственным предприятиям, особенно небольшим, может показаться совсем не сладко. Средства бюджета сегодня несколько ограничены, чтобы оказывать всеобъемлющую поддержку. А жесткой конкуренции они могут сегодня не выдержать.
Кстати, об этом шла речь и на «Форуме экспортеров», который проходил параллельно с выставкой «Продэкспо». В частности, директор группы компаний «Армтек» Денис Мороз считает: буквально всем субъектам хозяйствования срочно необходимо оценить свои позиции и перспективы работы в условиях ЕЭП. Ибо очень много у отечественных производителей и ритейла вопросов и в логистике, и в маркетинге, и в организации продаж. Представитель немецкого бизнеса Даниель Круцина уверен: в Беларуси есть хороший промышленный потенциал, но существует проблема перейти на следующий уровень и конкурировать на глобальном рынке. Иначе, по убеждению эксперта, может сложиться ситуация, когда отечественные предприятия будут производить неплохие товары, но основные прибыли будут оседать в карманах иностранных компаний.
Собственно говоря, прелести и опасности интеграции, судя по «Продэкспо», поняли далеко не все производители. Парадоксально, что самые яркие стенды были у солидных предприятий, продукция которых хорошо известна на отечественном рынке. На какое чудо надеются остальные? Сложно сказать. Потребительский импорт, к сожалению, постепенно растет. И только административным ресурсом снизить его долю не удастся. Готов ли реальный сектор активно помогать правительству в этом вопросе? Судя по всему, далеко не все его представители.