Международные специалисты из восьми стран, в числе которых Литва, Казахстан, Венгрия, Австрия, Италия и другие государства, провели экспертизу материалов, подтверждающих экологическую безопасность БелАЭС. «Нулевой фон» зафиксирован.
Слово экспертам
В августе СМИ пестрели заголовками: на БелАЭС начала работу международная экологическая экспедиция по замерам «нулевого фона». Межрегиональная экологическая общественная организация «Зеленый крест» при поддержке фонда «Ассоциация территорий расположения атомных электростанций» реализовала два общественных экологических проекта с участием международных экспертов: специалисты провели экологическую экспедицию замеров «нулевого фона» на территории, прилегающей к площадке сооружения станции, и международную экспертизу документов, обосновывающих экологическую безопасность БелАЭС.Экспертами материалов выступили специалисты из восьми стран, в числе которых Литва, Казахстан, Венгрия, Австрия, Италия... Они провели экспертизу материалов, подтверждающих экологическую безопасность БелАЭС. Все эти данные впоследствии войдут в основу отчета о проведении послепроектного анализа Белорусской АЭС в рамках Конвенции Эспо.
Пока работа продолжается, говорит президент МЭОО «Зеленый крест» профессор Сергей Барановский, ряд проб должны еще пройти цикл исследований:
— Окончательный отчет будет готов в декабре. Пока могу сказать: «нулевой фон» зафиксирован. Он подтверждает данные государственного экологического мониторинга. В дальнейшем общественность, экологические организации смогут пользоваться нашими методикой и данными для проведения общественного контроля и обеспечения безопасности БелАЭС.
Впрочем, в первую очередь обеспечение вопросов безопасности — задача самой атомной электростанции, говорит директор ООО «Агентство экологической безопасности «Альфа-Х91» Алексей Екидин. Он объясняет:
— В задачу любой АЭС входит обеспечение безопасности сотрудников, населения и окружающей среды. И она обязательно выполняется. Но, к сожалению, зачастую население переоценивает риски, связанные с работой АЭС. И при этом недооценивает усилия по контролю за вопросами безопасности, которые предпринимает эксплуатирующая организация. Основная причина — низкий уровень осведомленности в вопросах радиационной безопасности.
В первую очередь обеспечение вопросов безопасности — задача самой атомной электростанции.
По его словам, выход из сложившейся ситуации прост: обеспечить доступ к информации на любой стадии всего цикла эксплуатации станции для всех заинтересованных. В том числе и в тот период, когда эксплуатация АЭС еще не началась.
— Доэксплуатационное исследование имеет важное значение. Фактически мы делаем некий «отпечаток», чтобы в дальнейшем понимать, происходят изменения или нет.
Тщательный подход
Эксперты говорят: к исследованию подходили со всей ответственностью. Особые требования предъявлялись не только к методам исследования, но и к оборудованию. Тщательность работы специалистов констатирует член совета директоров компании Meatecs (Италия) Франческо Вичинанца:— Благодарю за высокое доверие и возможность принять участие в этой работе. Беларусь географически — это центр Европы и просто очень красивое место. Поэтому так важно построить здесь безопасную станцию. Когда меня просили о независимой оценке, я очень внимательно изучил всю информацию. И, основываясь на своем опыте, оценил, насколько тщательно велись измерения. Специалисты провели колоссальную работу, которая полностью соответствует требованиям МАГАТЭ и международной Конвенции Эспо.
Комментируя предварительные результаты независимой оценки, эксперт из Италии рассказал: в его стране уровень радиационного фона в целом достаточно высокий. И среднее значение фона, имеющегося ныне в районе БелАЭС, вдвое ниже значений, зафиксированных в Риме.
Открытость белорусов, которые пригласили международных экспертов, отметил и представитель Венского международного центра ядерной компетентности Янко Янев:
— Я один из авторов основных принципов МАГАТЭ в области ядерной энергетики. Всего их восемь, и самый последний касается прозрачности и открытости предоставляемой информации. Конечно, каждая страна сама выбирает, каким путем идти. Но в Европе, США общественный контроль очень распространен. А в моей родной Болгарии когда-то даже прошел референдум, и более 70 процентов людей проголосовали за мирный атом.
Фото БЕЛТА