Еще и с публичным заявлением каждого о лояльности существующей Беларуси.
Обоснование звучит достаточно просто: формированием мировоззрения молодых людей должно заниматься государство. Ибо частник в подавляющем большинстве будет формировать то мировоззрение, за которое ему заплатят. Заплатят, например, те же родители. Или кто-то извне. А скорее всего, и те и другие.
Это рынок. Западный свободный рынок. И его волшебная рука, копающаяся в головах наших детей. За что их родители еще и доплачивают.
Большое интервью с таким отцом по имени Дмитрий разместила одна экстремистская инфопомойка, а остальные стали выдергивать прозвучавшие там жалобы. Короткий список таков: строгость учителей развивает в ребенке страх ошибки, зажатость и «аллергию к предметам». У частников в классе учится меньше детей, другой «контингент родителей». В государственной школе «нет уюта». А турникеты производят на взрослого дядьку, отца двух дочерей, «ощущение, что тебе здесь не рады как родителю».
Не хочу разбирать каждый тезис, потому как в целом это — капризные причитания того самого креативно-среднего класса. Которому точно так же, как и государственная школа, не нравилось государственное государство. Ну таким оно было неуютным, ну так не радовало — аж до памятной осени 2020 года!
* * *
Как он сам выглядит, этот розовый пони, ценитель уюта, впечатлительный димасик? Имеет опыт личной психотерапии, сидит на таблеточках, «днем ходил в парк, чтобы пореветь белугой, шел под дождем и плакал по-настоящему» — мужик, чё. Девочки, говорят, стремятся походить на отца? Бедные белужьи крошки.
Но деньги у него есть, и он готов их платить. Чтобы, например, «классные часы были не про информирование, а про возможность обсудить что да как». Посидеть-потрындеть. И никаких политинформаций.
Само собой, никакой военной подготовки, патриотического воспитания, развития морально-нравственных качеств такие димасики в обучении не потерпят. Не за то уплочено! Соответственно, всю учебную и воспитательную программу частной школы в пределе могут диктовать озабоченные родители.
Как вам перспективка? Собрались, скажем, продвинутые уфологи, отдали детей на обучение выбранному частнику — и через десять лет из школы выпустился класс, где все уверены (выучены!), что Земля плоская. Как нам жить дальше вместе, если мы с вами с Земли обязательно свалимся, по их убеждениям?
* * *
Беларусь на пути становления суверенности в определенной степени пожертвовала идеологией в пользу открытости. Патриотическое воспитание заменила студенческими обменами. До последнего времени у нас свободно оперировали программы по утечке мозгов и их промытию, вспомним и мягкий «Эразмус», и наглую «Программу Калиновского», и разводилово ЕГУ.
Процент легко (и многократно) выезжавших за границу (встал с дивана — уже там) у нас давно, полагаю, гораздо выше, чем в России. Кстати, социологи иногда просят журналистов, мол, дайте темы опросов — пожалуйста, вот. Насколько среди белорусов больше «глобалистов», чем у россиян? Таких, у которых понятие «Родина» постепенно стерлось до «эта страна», «ничего здесь не будет» и «надо валить»?
Теперь дети этих «глобалистов = толерастов, апатридов, людей западных ценностей» идут в школу. В частную, с поднятием американского флага и пением американского гимна. Отчего, думаете, аж заходятся беглые, слыша про белорусских школьных военруков и патриотическое воспитание? Оттого что у них забирают надежду на будущее!
А будущее они уже так и видели: немножко поднатужиться да и наклонить землю — ябатьки-то с нее и посыплются. Все как один, и быстро как блицкриг. Тогда и заживем. Дурачки, конечно, но нам-то от того вряд ли легче?
* * *
Знаете, почему я нашего димасика назвал «розовым понем» (личное оценочное мнение)? Потому что «Затея с закрытием частных школ — это катастрофа для семей» — так пишут беглые недожурналисты. И Дмитрий согласно вторит им: «Государство нагло вторгается в интимную сферу».
Понимаете? Они внимание общества к обучению и воспитанию детей — будущего этого самого общества — считают заглядыванием под одеяло. Не свои каминг-ауты, не квир-парады, не 16 гендеров на одной кухне, не самый натуральный разврат среди беглых. А законное демократическое требование подчиниться правилам поведения большинства!
«Государство вторгается в наше пространство, нам разрушают ту систему отношения с учителями, которую мы долго и старательно выстраивали», — это очень напоминает стоны невероятных по поводу их хипстер-штрассе. Еще перед августом 2020‑го. Они ж там играли «в партизанинг», лепили из подручного «новую и прыукрасную», холили и лелеяли «меценатов и филантропов»… Но на выходе как бельмо на глазу их ожидал «Ленинград» («Местечковое диссидентство», 30.04.21, «СБ. Беларусь сегодня»). Холодным душем, право слово.
Истерика димасиков продолжается и раскручивается: «В одну семью директриса школы по прописке пришла в пятницу вечером. Вы как законные представители должны заниматься организацией учебы для детей. И если ваши дети в понедельник, 3 октября, не будут сидеть за партами, то мы поставим вас в так называемый СОП (социально опасное положение). Это процедура, которую запускает государственная служба, чтобы разбираться с теми семьями, где за детьми плохо смотрят».
А я, знаете, да, поставил бы, пришел бы и увидел бы сам. И не только как смотрят, и нет ли бчб под кроватью, и куда его спрятали. Но и в телефоны таких родителей заглянул.
А то что-то неадекватно сильно их колотит.
* * *
Тем временем бывший директор бывшей «Мужской гимназии» («русская классическая школа», где выдают «аттестаты американского образца» за немалые белорусские деньги) уже за границей. Сбежал при первых же признаках (чует кошак, правда ведь?). Просит заплатить денег «на удаленке», сам же «приостанавливает деятельность, пока в нашей стране жизненная атмосфера не перестанет быть токсичной».
Пока Беларусь не станет страной частных розовых пони, меценатов и филантропов, невероятных светлых лиц, запрокинутых в экстазе танцев на руинах под флейту штутгартфюрера.
А димасики вместе с экстремистскими медиа блажат: «Получается, что нас выпихивают из родной страны: хочешь дать детям то, что считаешь хорошим, — собирай чемодан». Человеку спокойно говорят, как надо себя в обществе вести, а он в ответ рвет рубаху: вы меня не любите как родителя, заберу детей и уеду от вас!
Это в принципе присуще почти всем беглым: накосячил, струсил, сбежал, но рассказывать всем будет, как его выгнали из страны. Накрыв ковриком и дав пачку долларов на дорожку, ага.
И вот уже слышна слабо контролируемая ярость: «Складывается ощущение, что государство идет по головам. Процедура СОП — это не шутки, может получиться еще одно вторжение в пространство семьи. Мало того что отбирают школу, так еще и под кровать будут заглядывать и смотреть, правильно ли воспитывают детей в каждой конкретной семье». Знаете что? Мне вот повеяло а-зельцером от этого брызганья слюной. А вам?
Так что, принимая в государственную школу бывших «частных», стоило бы проверить родителей, право слово. Вот не все из них могут воспитывать детей, стопудово не все.
* * *
В завершение давайте посмотрим, какие мы, а какие они. Уже смотрели однажды («Мы и они», 04.03.21, «СБ. Беларусь сегодня»), но на свежих примерах димасиков снова наглядно понятно.
«У меня было ожидание, что вот приду в госшколу на знакомство, а надо мной будут злорадствовать. Нет. Такого не было. Нас слушали, отвечали на наши вопросы, старались показать, что с детьми все будет в порядке», — это он, димасик наш, сам говорит. Обливает слезьми березки, ревет под дождем белугой, но соврать нету сил.
«В каждой школе, где мы успели побывать, встретили вполне человечное отношение, готовность рассказывать про школу, помогать в этой ситуации. Это даже вызвало какую-то надежду, что в системе есть люди, для которых ценность профессии именно в том, чтобы дать детям хорошее образование и не навредить психологически».
Переверните наоборот: будь он в частной школе, приди к нему в «мужскую приватную гимназию» из государственной, — вот уж он-то покуражился бы. Уж поизгалялся бы всласть. Он, апологет частных школ, уверен, что так оно и было бы. Потому и поражается, себе до конца не верит.
Если укрупнить в масштаб всего государства, неуютного и не радующего, — такой была бы их люстрация. Похожим — интернирование. И ликвидация, нечего уже скрывать. К этому приходят даже розовые пони-пушкинисты, дай им только время созреть. Чужими, правда, руками, но это они у англосаксов переняли.
Отзывчивость, готовность принять и помочь, отсутствие злорадства в масштабах системы, неразделение на граждан и неграждан — это то, что отличает государственное обучение от частного. Госшколы от приватных. Ябатек от невероятных. Нас, которых большинство, от них, десятипроцентных.
Мы не мстительные, но на память не жалуемся. Поэтому тем, кому до таблеток, до психиатра, до белужьего рева не нравятся госшколы (и мы вместе с ними), наверное, лучше и правда уехать. Детей, правда, жалко. Настолько жалко, что и правда вот-вот с СОПами пойдем.
Прямо по адресам и в пятницу вечером. Потому что накипело.