Источник: Знамя юности
Знамя юности

Популярны ли походы среди зумеров так, как раньше среди советских детей – выяснили у эксперта

Романтика походов

Лето – идеальное время, чтобы попробовать себя в пешем туризме: собрать рюкзак и, подставив лицо ветру и солнцу, отправиться в путь по маршруту, пролегающему через живописные места. Востребована ли походная романтика среди зумеров? Побеседовали об этом с заместителем директора по учебно-методической работе Республиканского центра экологии и краеведения Лидией Жур.


– Знаю, в советское время походы были очень популярны…

– Походы, в которые ходили советские дети, были тесно связаны с краеведением. Участники получали задания от научно-исследовательских институтов по теме изучения природы или экономики родного края и отправлялись в экспедиции «Наш край», «Моя Родина – СССР». Широкое распространение они получили в пред- и послевоенные годы, когда надо было восстанавливать хозяйство. Руководили такими походами, как правило, учителя – бывшие фронтовики. Дети не просто двигались по маршруту, но и вели дневники, собирали экспонаты для школьного музея. Мальчики и девочки ходили по селам, общались с местными жителями, которые передавали им предметы, связанные с народным творчеством, инструменты и приспособления, использовавшиеся в сельском хозяйстве, вещи, принадлежащие военным. Походы устраивались и местного, и всесоюзного значения. При этом государство на­ходило возможность частично оплачивать расходы: дорогу, снаряжение, продукты. Только в Беларуси в 1970-х ежегодно в походы отправлялись около 50 тысяч школьников. 

– Походы – это еще и отличная форма воспитания, не так ли? 

– Ни один воспитательный метод не является настолько комплексным и всеобъемлющим, как походы. В них детям предстоит выполнять несколько социальных ролей сразу. Во-первых, они должны жить в группе отдельно от родителей и уметь сами себя обслуживать: приготовить пищу, установить палатку, заготовить дров­а, развести костер... В отсутствие компьютеров и смартфонов живое общение было более востребовано. Пионе­ры с удовольствием организовывались в группы и трени­ровались: учились ориентироваться на местности, оказывать первую медицинскую помощь. Важно, что в походы брали не только школьников, которые прилежно учились, но и трудных подростков. Коллективная ответственность воспитывала в них чувство локтя и дружбы. Кроме того, в походах дети занимались изучением объектов, которые встречались на маршруте. Это очень обога­щало знания школьников, прививало патриотизм.

– А как обстоят дела сейчас? Зумерам интересна романтика походов?

– Внимание к такому досугу у молодежи сохраняется. Однако настоящий поход – такой, каким он должен быть – в нынешних условиях довольно сложно организовать, потому что есть немало ограничивающих факторов. Например, предусмотрены санитарные нормы допустимого груза для детей. И если для подростка 14 лет это четыре килограмма, то кто за него понесет оставшуюся ношу? Организовать подвоз вещей? Но ведь это сразу обесценивает саму идею. Алгоритм участия в походах прописан в инструкции, утвержденной постановлением № 35 Министерства образования. Она регламентирует все до мельчайших деталей: как составить приказ, в соответствии с которым назначается ответственное лицо, как заполнять маршрутный лист, как подготовиться. Многие руководители учреждений образования не­охотно соглашаются на организацию походов. И их, конечно, можно понять, ведь они несут персональную ответственность за детей. Еще один аспект – удорожание процесса. В некоторых учреждениях дополнительного образования, где работают объединения по интересам туристского профиля, в центрах туриз­ма и краеведения имеется снаряжение. Но заку­пить его обычной школе довольно накладно. Перевозка организованных групп детей осуществляется по правилам. Это сразу все усложняет. К сожалению, количество походов в последнее время сократилось. Снизилось и количество учреждений дополнительного образования туристско-краеведческого профиля, педагогов, которые вели это направление. Раньше трудиться в сферу шли опытные туристы без педагогического образования. Однако согласно должностной инструкции педагог дополнительного образования должен его иметь. Для этого можно пройти переподготовку в учреждениях высшего или среднего специального образования, которым предоставлено такое право. Но закоренелые туристы – люди в возрасте, они не очень охотно на это идут. А молодых порой сдерживает уровень заработной платы. Сказывается и влияние гаджетов: они настолько увлекли ребя­т, что тем никуда не хочется, впечатления черпают из смартфона.

– Как продвигаете походы среди педагогов и школьников?

– Чтобы популяризировать это направление, в начале года провели серию семинаров в регионах, на которых говорили о том, что детей можно и нужно отпускать в походы. 
Скоро пройдет респуб­ликан­ский туристический слет школьников, где мальчишки и девчонки посоревнуются в спортивном туризме, спортивном ориентировании и велотуризме. 
Свое мастерство белорусские ребята покажут на туристском слете учащихся Союзного государства, который стартует 12 июля в Псковской области. Нашу страну представят семь команд – от каждой области и Минска. Также с 2021 года реализуем проект Всебелорусской молодежной экспедиции «Маршрутами памяти. Маршрутами единства», направленный на вовлечение учащихся в туристско-экскурсионную и экспедиционную деятельность. Ежегодно проводятся соревнования по туристским спортивным походам среди детей, а также отдельной номинацией среди педагогов. Организуем турслеты студентов, раз в два года – преподавателей. Конкурсы видеороликов также способствуют вовлечению детей в эту деятельность.

derzhanovich@sb.by

Коллаж Татьяны ГОРБАЧ, «ЗН»
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter