По логике американцев, если «Макдоналдса» не станет, люди будут голодать. У них в стране чуть ли не 80 процентов жителей постоянно питаются фастфудом. Белорусы только пожали плечами. На начало февраля прошлого года в России и Беларуси было около 2400 иностранных дочерних организаций и 1400 компаний. Как ни громко кричали, но только 8,5 процента этих фирм покинули наш рынок. Из них 18 процентов — американские, 15 — японские, 10 — из ЕС. Около половины собираются вернуться в течение пяти лет и получить свои активы. Примерно треть ушедших — топливно-энергетические компании, столько же — автомобильные, треть — пищевая промышленность. Все, кто ушел, сработали с общим убытком на 1,5 триллиона долларов. Возьмем пищевую промышленность. Недружественные страны всегда нам внушали, что лучший чай — английский, кофе — итальянский, табак — голландский. Но эти культуры растут не там, а в Африке и Южной Америке, которые всегда были колониями. И Запад их грабил. Все цепочки поставок продукции бывшие колонизаторы не отдали. Но начался мировой передел.
До недавнего времени мы покупали кофе и какао из Зимбабве, упакованные в Италии, с огромными надбавками. Спекуляции! По цене мешка перепродавали нам одну пачку. Раньше все платежи были под Америкой с ее долларом, но идут сдвиги. Наш Президент отметил, что «надо специалистам Национального банка и вообще банкам подключаться к решению проблемы прохождения платежей. Этой проблемы быть не должно». Благодаря слому препон начинаются прямые продажи того, что мы выращиваем, без надбавок посредников и наоборот.
В отношениях с Африкой, да и возможно с Южной Америкой, надо сделать акцент на прямых поставках нашей продукции. Это непросто, нужно договариваться, разрабатывать логистику, задействовать корабли, машины и железные дороги. Налаживание связей вместо насаждаемой ими войны — вот что по-настоящему может напугать американцев.Между тем дефицит и продовольственный кризис прочили нам, а они на пороге в Европе. Бурный ажиотаж произошел на днях в ЕС из-за дешевого украинского зерна. Как известно, Запад за прошлый год вложил в Украину более 40 миллиардов долларов. Это не тракторы, которые наш Президент привез в Африку, а военная техника и боекомплект. Только представьте: если вложить столько в экономику, получилась бы самая процветающая страна в Восточной Европе. Взамен за уничтожение собственной экономики придется рассчитываться не одному поколению украинцев. Сейчас у них по бросовым ценам забирают зерно. И не пикни — отдай. Причем оно остается в Польше, Чехии, Венгрии. Но «манна небесная» валит их собственных фермеров. Как известно, Брюссель дал Украине льготы на поставку продукции. В Украине, кроме сельского хозяйства, нечего взять. В ЕС есть и льготы, и квоты. Чтобы не было нездоровой конкуренции, там закрывают часть фермерских хозяйств. К примеру, в Венгрии фактически уничтожили отрасль производства свинины. Греция потеряла 80 процентов земель, занятых под хлопок.
Примеров масса. Там экономика очень тонкая. Вплоть до того, что пять-шесть украинских фермеров при открытии границ подломили экономику аграрной сферы нескольких стран. Польша в 2021 году купила в четыре раза меньше кукурузы. Куда ей столько? Пострадали от демпинга Румыния, Чехия, Венгрия, Болгария. Эти страны уже запросили у Еврокомиссии компенсацию на 100 миллионов евро. Европе не нужна Украина с ее промышленностью и сельским хозяйством. Славяне и прибалты необходимы только как рабочие руки: в ЕС дальнобойщики — литовцы и латыши, сельхозработники — греки и украинцы, а коммунальное хозяйство на молдаванах и венграх… В результате из 40 миллионов в Украине остается около 15 миллионов жителей.
И вот нюанс, на который мало кто обратил внимание. За последний год в мире уволено около 800 тысяч айтишников. В Индии, к примеру, 40 тысяч. Большой экономический кризис грядет — не до жиру. А потому нам нужно не сидеть на месте, проводить встречи, заключать договоры. Получить логистику, партнеров, доставить товары, которые растут в Африке, по более низким ценам. При этом организовывать собственные логистические компании, пока идет передел мира. Надо научиться плыть в этой реке денег и наращивать объемы.
Как сказал Президент, «только сообща можно обеспечить мобилизацию ресурсов на важнейших направлениях устойчивого развития экономики».
Сергей КРАВЦОВ, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике.