Сравнение балла РЦЭ с отметками за вторую четверть (использовались данные репрезентативной выборки) показало: в среднем по всем учебным предметам у 28,82 процента участников выборки результат по десятибалльной шкале полностью совпал со школьной отметкой. Хуже результат РЦЭ у 38,66 процента учащихся, лучше — у 32,43 процента.
— Таким образом, мы увидели, что задания и шкала оценивания были составлены объективно, — прокомментировал замминистра образования Александр Кадлубай. — Поэтому подходы к ним менять не планируем. Достаточно много детей подтвердили свои полугодовые отметки, а около 32 процентов — повысили. Мы понимаем, что задания составлены с учетом содержания школьной программы и знаний, которые получали обучающиеся.
Фото из архива «СБ»
Что касается тех, кто написал РЦЭ на 0 баллов, то, по оценке Александра Кадлубая, это очень незначительное количество от принявших участие в РЦЭ. И причина не в чрезмерной сложности испытания, а, возможно, в низкой мотивации отдельных учащихся:
— По данным РИКЗ, в подавляющем большинстве эти участники просто не приступали к выполнению работы. Убежден, что ребята еще могут подтянуть свой уровень знаний.
«Стремлюсь к высоким результатам»
Ученица 11 «Б» класса школы № 25 Бреста Татьяна Павлович сдавала математику в самом крупном в регионе пункте проведения централизованного экзамена — Брестском государственном техническом университете. Девушка собирается поступать в технический вуз, поэтому усиленно занимается точными науками. Школьница вспоминает, что организация репетиционного экзамена была на высоком уровне, а задания оказались несложными:Татьяна Павлович.
— Довольно легко решала уравнения и функции, больше времени думала над геометрическими задачами. В конечном счете справилась даже раньше установленного тайминга. Когда на сайте РИКЗ увидела результат 80 баллов, сразу успокоилась. Хотя считаю, что можно было и лучше. Но этот результат соответствует 10 баллам по переводной шкале. Такая же отметка у меня и за прошлую четверть.
Школьница уверена: централизованный экзамен — хороший способ проверки знаний учащихся.
— Теперь буду работать над физикой и русским языком — эти предметы я выбрала для поступления в вуз. Я всегда стремлюсь к высоким результатам и надеюсь, что экзамен в мае сложится для меня благополучно.
Подтвердили отметку за четверть
Объективности ради обсудить полученный ребятами результат на пробном ЦЭ решили с педагогами не из топовых гимназий Витебска, а из крепкой сельской школы. Своим мнением поделилась учитель математики Глубокской районной гимназии Мария Ботяновская. В ее профильном 11 «Б» классе предмет сдавали 14 из 19 детей. Самый низкий результат — 53 балла, самый высокий — 96. Уровень выше 77 баллов, приравнивающийся к школьной десятке, преодолели четверо учеников.— Каждый ученик получил оценку, объективно отражающую уровень знаний и то, что поставлено за четверть в журнале. Исключение составили пара ребят с чуть более высокими баллами, чем от них ожидали.
Вместе с тем Мария Ивановна отмечает важный нюанс: все задания на ЦЭ рассчитаны на базовый уровень, поэтому учащимся профильных классов, глубже разбирающимся в предмете, сдать экзамен было достаточно легко:
— Ребята сами делились, что задания показались им простыми. Собственно, результат подтвердил это. Он у всех учащихся «по профилю» высокий. Но следует также учитывать, что не все дети выбирают для сдачи свои профильные предметы. Например, у нас в гимназии около половины детей, сдававших пробный ЦЭ по математике, изучают ее на базовом уровне. Естественно, им конкурировать с теми, кто идет по профилю, сложнее. Думаю, на этот момент следует обратить внимание, возможно, усовершенствовать его.
В целом механизм проверки знаний в форме ЦЭ полностью оправдан: он дает беспристрастную объективную оценку знаний, позволяя ребятам максимально проявить себя.