Опрос ребром
Алексей Тариков, психиатр-наркологПрофилактика наркотической зависимости — очень сложная тема. Даже от педагогов часто приходится слышать, что они не специалисты в этой области. Здесь важно не перейти грань. В 2015 году проводили психосоциальное анкетирование в школах для учеников 5—11-х классов. Спрашивали, как они относятся к курению, употреблению алкоголя и наркотиков. Например, один из вопросов «Какие виды наркотиков вы пробовали?» с вариантами ответов: «марихуану», «курительные смеси», «марки», «инъекционные наркотики». Такое информирование может иметь обратный от желаемого эффект — стимулировать интерес к экспериментам с наркотиками. Все-таки большинство ребят их не употребляет.
Важно не просто формально проводить тестирование, но и разобраться с результатами. Что потом делать с этим подростком? Кто будет заниматься его судьбой — медики, учителя, милиция? Нужны четкие ответы на вопросы. Например, все данные стекаются из школ в Министерство здравоохранения. Эффект получается скорее статистический — можно оценить цифры по потенциально наркозависимым школьникам в отдельных регионах. Нужен конкретный механизм: когда и каким образом будет проходить процедура, будет ли информация конфиденциальна.
Чаще всего дети отвечают на вопросы «как надо», а не как на самом деле, потому что опасаются негативных последствий. Есть несколько общепризнанных в мире методологий анонимных опросов по оценке распространенности употребления психоактивных веществ. Например, проект ESPAD. Этот опрос помог бы получить репрезентативные данные и сравнить их с показателями других стран, использующих ту же методологию. Но такой проект требует определенного финансирования. Вместе с тем слепо перенимать чужой опыт не стоит. Необязательно то, что работает в Америке, сработает у нас. Заимствованная методика должна быть опробована, оценена и только потом рекомендована для применения по всей республике. Профилактические мероприятия не всегда приносят должный эффект. Потому что результат зачастую с объемом бумажной работы не связан.
Большинство учащихся с риском формирования химической зависимости, выявленной в процессе психосоциального анкетирования, на прием к врачу-наркологу так и не приходит. В то же время в каждом районе города созданы кабинеты наркологической помощи подросткам. Там специалисты беседуют с ребенком, родителями, выясняют обстоятельства дела. При однократном потреблении акцент делается на психотерапевтической работе. Когда речь идет о формировании зависимости, оказывается медикаментозная помощь. Если подросток и родители обратились к специалистам самостоятельно, не по информации со стороны правоохранительных органов или учреждения образования, соблюдаются условия анонимности. Так что родителям не надо бояться обращаться за помощью.
Выявленных к склонности подростков нужно серьезно лечить, помогать им вернуться к нормальной жизни. Одних тестов, без дальнейших мер, будет мало. И конечно, необходимо бороться с наркоторговцами. Без этого вообще все бесполезно.
Игра на опережение
Арина Гавриленко, учитель химии ГУО «Боровлянская гимназия»Психосоциальное анкетирование на начальном этапе позволяет определить детей и подростков с риском формирования химической зависимости, помогает вовремя начать с ними работать, корректировать их поведение и склонности.
По статистике ВОЗ, средний возраст, когда человек начинает употреблять наркотики, 12—17 лет. Ежегодно в мире от них погибает более 200 тысяч человек. В Беларуси количество смертей от передозировок наркотиками в 14 раз ниже, чем в Литве, и в 72 раза ниже, чем в США.
У нас на наркологическом учете состоит около 14 000 несовершеннолетних. Сознание молодежи, к сожалению, формируется интернетом, сомнительными ресурсами и социальными сетями. Наиболее эффективный метод уберечь ребят от беды — профилактика. По данным специалистов, лечение наркозависимых — это очень сложный процесс. Ведь частота рецидивов даже при применении современных методик психокоррекции и медикаментозного лечения более 80 процентов.
Министерство здравоохранения разработало методические рекомендации для педагогов, позволяющие определить, употреблял ребенок психоактивные вещества или нет. Размещены они как на сайтах медицинских учреждений, так и на сайтах школ. Тесты помогут выявить пагубное пристрастие на ранней стадии.
Но нельзя перекладывать ответственность только на учителей, медиков и милицию. С наркотиками нужно бороться всем обществом — начиная с семьи. Если родители волнуются за ребенка, они могут обратиться к школьному психологу и попросить специально протестировать сына или дочь, даже с условием, чтобы об этом не знал классный руководитель. Увидеть проблему, поддержать, показать границы в первую очередь обязанность родителей, а не школы. Как спасти детей от смертельной зависимости? Нельзя терять контакт с ребенком. Нужно с ним разговаривать, понимать, чем он живет, что для него важно, что ему нужно для того, чтобы быть счастливым. Любой наркотик — это способ снять стресс, отвлечься от проблем.
Кстати, системе профилактики зависимости в Исландии более 20 лет. Результаты впечатляют. До принятых мер в стране каждый второй подросток к 15 годам уже попробовал наркотики, табак или алкоголь. Сейчас это 1—2 процента. Исландцы изучили причины проблемы и пришли к выводу: чем меньше подростки проводят времени с родителями, тем больше вероятность, что они будут склонны к разного рода зависимостям. Увеличили число организованных мероприятий с участием родителей. Какие еще необычные и действенные меры можно внедрить в Беларуси с учетом практики других стран? Например, в Берлине действует уникальный профилактический центр для детей и подростков с интерактивными маршрутами. На антинаркотическом маршруте ребятам выдают 3D-очки и они видят страдания наркомана, употребившего очередную дозу. Также следует проводить серьезную информационную работу. Только проповедовать здоровый образ жизни недостаточно: нужно показывать опасность воздействия наркотиков на организм, на сознание и интеллект.