В Минском областном суде в помещении суда Минского района проходит допрос Романа Протасевича, одного из администраторов Telegram-канала Nexta.
После небольшого перерыва в заседании Протасевич продолжает рассказ о своей деятельности.
Поначалу Telegram-канал Nexta специализировался на белорусской новостной повестке. Самой разной, не всегда интересной пользователям. Первая эксклюзивная новость, с которой Nexta выстрелил, стала новость о гибели сотрудника ГАИ под Могилевом. Якобы у Nexta в распоряжении оказались эксклюзивная информация и фото с места происшествия.
А вообще, по словам Протасевича, Telegram-канал писал обо всем — от новостей из маленького колхоза до крупных событий в стране. Обвиняемый уверяет, что он публиковала только эксклюзивную информацию, которую присылали сами пользователи. И порой такие публикации помогали решать вопросы, которые не решались другим способом.
В предэлекторальный период, помимо обычных новостей из Беларуси, Nexta начал публиковать и политические новости. Но, как говорит Протасевич, без каких-либо политических акцентов. Хотелось бы верить, что без них, но нет — акценты тогда все эти Telegram-каналы расставляли, и еще какие!
Параллельно командой Путило, Протасевич, Рудик, Иерусалимская был создан Telegram-канал Luxta, на котором планировалось публиковать всякие мемы и приколы. Занимался новым каналом Рудик. У него, по словам Протасевича, было хорошее чувство юмора. Это, конечно, спорное утверждение про наличие у Рудика чувства юмора и его уровень, но Luxta вел именно он.
Фото из архива «СБ»
Об акцентах, которых не было
После ареста в июне 2020 года Игоря Лосика в распоряжении Путило, Протасевича и Рудика оказался и Telegram-канал «Беларусь головного мозга», который принадлежал Лосику. Занимался развитием нового канала Протасевич.
И вот тут стоит остановиться на акцентах, которых вроде бы и не было. Если верить Протасевичу. А ведь Telegram-канал «Беларусь головного мозга» под руководством Лосика активно сотрудничал с Сергеем Тихановским и его Telegram-каналом «Страна для жизни».
Содержание выступлений Тихановского и контента, который он публиковал в интернете, кому-нибудь напоминать нужно? Или все помнят его пламенные призывы бить, убивать, вешать, расправляться и брать власть в свои руки? Вот таким же контентом и был заполнен Лосиковский Telegram-канал «Беларусь головного мозга» (БГМ).
И, попав в руки к команде Nexta, БГМ своей направленности не изменил. Единственное, что изменилось, новости от Тихановского навсегда перестали быть главными в БГМ. Кстати, есть такое впечатление, что Nexta соревновался за влияние на умы белорусов именно с информационными ресурсами «Страны для жизни». И арест Тихановского и Лосика стал для Nexta возможностью выбраться на передний край политической борьбы. В которой, как пытается убедить суд Протасевич, они и не участвовали. Просто так сложились обстоятельства...
«Приколы» от анархистов
Протасевич уверяет, что первые призывы к выходу на протесты 14 июля 2020 года были размещены в Telegram-каналах исключительно потому, что об этом просили люди. Чат-боты Telegram-каналов были буквально завалены сотнями сообщений с просьбой сказать, что делать дальше после нерегистрации оппозиционных кандидатов на президентских выборах.
Люди просили, вот команда Nexta и осознала, что обществу нужны идеи сопротивления, планы действий и прочая направляющая протесты информация. Так говорит Протасевич. Мол, общество хотело сопротивляться, в нем назрело недовольство, а Nexta просто выполнял запрос и размещал на своих Telegram-каналах и иных интернет-площадках (аккаунты в соцсетях, сайты и прочее) соответствующий контент. И призывы выходить на протесты, конечно, тоже. Люди же просили.
А после первых стычек Путило, Рудик и Протасевич поняли, что нужно размещать и инструкции. О том, например, как становиться в сцепку, как противостоять сотрудникам правоохранительных органов и т. д.
Протасевич, конечно, уверяет, что инструкция «Как правильно становиться в сцепку» была размещена перед 14 июля 2020-го просто «по приколу». Мы же помним, что с чувством юмора у команды Nexta было не очень. Вот Рудик и «пошутил» такой инструкцией, которую позаимствовал у анархистов. Кстати, с анархистами Рудик одно время плотно контактировал, но и там не прижился, а контакты остались, вот и воспользовался, когда захотелось «приколоться».
97% запустил Nexta
Еще за несколько месяцев до выборов Nexta начал создавать чаты с числом 97% для того, чтобы отобрать часть аудитории у проекта «Страна для жизни» Тихановского.
Telegram-канал «Страна для жизни» создавал чаты в каждом районе, и Nexta пошел по тому же пути. Практически в каждом районе Минска и в каждом областном центре Беларуси появился свой чат с числом 97%.
Протасевич уверяет, что дальше создание более мелких чатов стало неуправляемым и Nexta многие из них не контролировал. Возможно. Но для работы с чатами, которых становилось все больше, Путило с Рудиком набирали модераторов.
Свое участие в работе чатов Протасевич отрицает, не до того ему было. А ему и не надо было работать с чатами, он занимался контентом для Nexta, а затем и для БГМ, который после просто разлетался по чатам и чатикам с числом 97%.
Получается, что еще задолго до августа 2020 года именно Nexta запустил число 97%, которое с удовольствием подхватили «мирные протесты».
Протасевич попытался объяснить, почему именно 97% и 3%, и даже назвал эти цифры ошибкой. Вроде как в интернете их поддерживали практически все, а они просто не понимали, что реальная жизнь от виртуальной очень сильно отличается. Ну ошиблись ребята, с кем не бывает.
И контакты с оппозицией Протасевич отрицает — ребятам просто было интересно, да и люди просили. Видимо, поэтому основным контентом Nexta и его подразделений в 2020-м были всего лишь новости от кандидатов на пост президента. С соответствующими акцентами. Потому что, если речь шла о действующем Президенте Александре Лукашенко, это почему-то всегда был полный негатив. И это тоже все помнят, как бы ни старался сейчас Протасевич убедить суд в том, что Nexta не был политически ангажирован, пока народ не попросил.
Планы А и Б
Чем ближе было 9 августа 2020 года, тем больше крепла уверенность, что победит Тихановская, говорит Протасевич. И это вполне объяснимо, ведь 97% же поддерживали, значит, и в реале должна была победить.
Между тем к 9 августа Nexta были разработаны планы действий. Назывались они скромненько — План А и План Б. И разместил их именно Nexta на всех подконтрольных ему интернет-площадках. План А — 5 августа, а План Б — 7–8 августа.
План А был прост и незатейлив, по словам Протасевича. Кто захочет, тот остается возле избирательных участков и ждет результатов. Кто не захочет — собирается возле стелы.
Про насилие, говорит Протасевич, речи не шло. Конечно, нет. Ведь толпа, не один месяц накачиваемая информацией о том, что итоги выборов будут подтасованы, должна была мирно согласиться с тем, что Тихановская не набрала и 10% голосов...
Место сбора именно у стелы обсуждали в чате «Хата» и на Zoom-конференциях. Выбрали стелу именно потому, что там подходы хорошо просматриваются, сказал Протасевич. Для празднования победы Тихановской на президентских выборах ведь было так важно, чтобы подходы к месту празднования просматривались.
Вообще в этом интересном чате «Хата» состоял весь цвет оппозиции — Пальчис, Лосик, Вечерко, Путило и многие другие, кого Протасевич уже и «не помнит». В забывчивость, конечно, верится с трудом, но из песни слов не выкинешь, Рома участников чата упоминает скупо, чаще «не помнит».
План Б был разработан на случай, если город заблокируют правоохранители. Планировалось, что каждый район собирается на своей точке и потом двигается в центр города.
К плану Б Nexta уже предлагал больше информации о том, как нужно одеваться и скрывать лицо, как противостоять задержанию и т. д. Даже картинки рисовались на эти темы для наглядности. Но воевать с правоохранителями не собирались, говорит Протасевич, в случае массовых задержаний советовали просто портить транспорт: прокалывать колеса, переворачивать, бить стекла, жечь. Все это, конечно, исключительно мирно, а как же еще.
Допрос обвиняемого Протасевича продолжается.