Эксперт рассказала о преимуществах обучения в профильных классах

Примерка к профессии в школе

На этой неделе дети и подростки вернулись за школьные парты. В стартовавшем учебном году их ждут приятные новации: новые факультативные курсы и учебные пособия, обновленное школьное меню. Продолжается и профилизация III ступени общего среднего образования: в Минской области в 2024‑м впервые ввели классы медицинской направленности.

И неспроста: свежая статистика свидетельствует, что ребята, которые окончили профильные классы, показывают более высокие результаты на централизованном экзамене (на 10–15 баллов по каждому предмету) в сравнении с теми, кто учился в базовых классах.

Профильное обучение учащихся на III ступени общего среднего образования в нашей стране действует с 2015/2016 учебного года. За этот период проделана колоссальная работа: апробирована и утверждена обновленная программа для всех шести профессиональных направлений. В ней предложено ежемесячное (последняя суббота) посещение различных предприятий для ознакомления с работой реального сектора экономики.

Так ли это важно? Безусловно, ведь классы профессиональной направленности — это помощь в выборе профессии для ребят, для многих — путь к успеху. Багаж знаний, полученный в школьные годы, способствует переходу в конкретную профессию, чтобы впоследствии применить его в той или иной специальности. Для этого и введены профильные классы, которые уже со школьной скамьи помогают выбрать для себя определенное направление и постепенно следовать ему. Подготовка ведется по специальностям, наиболее востребованным в нашей стране. Содержание образовательного процесса в этом случае отличается тем, что профильные предметы изучают на повышенном уровне. К ним добавляются факультативные занятия — введение в профессию. Такой маневр дает возможность подготовиться к поступлению в высшие учебные заведения.

Выбор профиля достаточно обширен: учреждения образования предлагают классы педагогической, аграрной, спортивно‑педагогической, военно‑патриотической, инженерной, медицинской направленности.
Учащийся может выбрать ту специальность, к которой у него есть наибольший интерес, в каких‑то случаях даже проявить себя на практике и понять, насколько эта профессия ему подходит. К слову, в прошлом учебном году в учреждениях общего среднего образования страны функционировало свыше двух тысяч профильных классов (групп).
Выпускники профильных классов имеют право на зачисление в УВО без вступительных испытаний по результатам собеседования, при наличии высоких отметок в аттестате и рекомендации педсовета учреждения образования, которое они окончили. По своему опыту могу сказать, что по итогам около 80 процентов наших выпускников поступают по профилю, выбранному в школе.

Более того, взаимодействие профильных классов с учреждениями высшего образования начинается задолго до поступления. Это сотрудничество взаимовыгодное: университетам нужны мотивированные студенты, которые понимают, что их ждет в конечном результате. В свою очередь учащиеся профильных классов получают определенный уровень профессиональной подготовки.

Школы заключают договоры о сотрудничестве с учреждениями высшего образования, совместно проводят выездные уроки в лабораториях и на кафедрах в шестой школьный день и в каникулярное время. Для ребят это хорошая возможность побывать в университетах, пообщаться со студентами, увидеть, как организован учебный процесс. Конкретно наше учреждение сотрудничает с БГПУ, БГТУ, БНТУ, БГАТУ, ГГАУ, БГУФК. В рамках профориентационных мероприятий приглашаем на встречи преподавателей и студентов, которые проводят мастер‑классы для школьников. Представители вузов привозят макеты, оборудование, наглядные пособия, рассказывают об учебе, предлагают участие в конкурсах — все это становится хорошей мотивацией для будущих абитуриентов. Один из таких — «Агрогиада», ежегодно организуемая ГГАУ.

В летний период второй год подряд для детей в Минской области проводили летние профильные смены. Там ребята погружались в атмосферу будущей профессии, формируя определенные навыки. С ними работали преподаватели учреждений высшего образования.

Кстати, все 10–11 классы в нашей школе профильные. Некоторые делим на группы и предлагаем несколько вариантов профессиональной направленности. Чтобы стать учащимся профильного класса, необходимо иметь средний балл не ниже семи (в классы аграрной направленности — не ниже пяти). Ребятам, которые не проходят по этим критериям, помогаем с выбором учреждений среднего специального образования.

В профильных классах преподают учителя первой и высшей квалификационной категории, которые прошли определенные формы обучения, постоянно участвуют в семинарах, вебинарах, практических занятиях на базе Минского областного института развития образования. С другими школами обмениваемся опытом на методических объединениях. Это дает возможность педагогам развивать способности учащихся, помочь ребятам определиться с будущей профессией, заложить крепкую основу для получения знаний.

Ирина НЕМАЛЬЦЕВА, директор средней школы № 3 г. Любани имени Г. Л. Сечко

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter