Замминистра спорта и туризма — о предварительных итогах работы индустрии гостеприимства

Прибавили по всем направлениям

За 10 месяцев 2024-го экспорт туристических услуг вырос на 31 процент к показателю прошлого года: замминистра спорта и туризма Олег Андрейчик — о предварительных итогах работы индустрии гостеприимства

В конце года принято подводить первые итоги, чтобы понимать, где еще можно поднажать, чтобы в общем выйти в плюс, и с какой планки наметить старт в следующем году. В сфере туризма, например, промежуточную черту недавно красиво обозначили в Купаловском театре. Здесь прошло награждение победителей XXII Республиканского туристического конкурса «Познай Беларусь» — лучшие работники индустрии туризма и гостеприимства, а также самые активные туристы и фотографы-любители получили признание за активность, креативность и любовь к путешественникам и путешествиям. В кулуарах конкурса корреспондент «Р» поинтересовалась у заместителя министра спорта и туризма Олега Андрейчика, с каким настроем и показателями заканчивает год туротрасль и что в планах на 2025-й.

Сработали в плюс

— Олег Евстафьевич, расскажите, каким 2024-й выдался для отрасли?


— Этот год был удачным для нашей туристической сферы. Вы знаете, что сфера туризма, пожалуй, одна из самых пострадавших от пандемии. Но мы сумели не только восстановиться, но и выйти в плюс. Более того, мы превзошли рекордный показатель 2019 года по количеству въездных туристов: ожидается около семи миллионов человек с учетом белорусско-российского участка границы. Самое главное, на мой взгляд, — это сохраняющаяся популярность внутреннего туризма. В прошлом году у нас было 1,76 миллиона организованных туристов — тех, кто купил туры через специализированные компании. Сейчас, по предварительным оценкам, мы приблизились к отметке в 2 миллиона человек. Это достаточно хороший тренд. Для сравнения, в 2019 году этот показатель составлял 1,1 миллиона организованных туристов, то есть мы почти вдвое увеличили внутренний организованный турпоток!

Спрос и предложение в тесной связке

— Закономерно предположить, что запросы туристов на новые места и события тоже растут — успевает ли с предложениями бизнес?

— Я бы сказал, что спрос и предложение идут в тесной связке, пусть и не всегда нога в ногу, но процесс этот становится все ритмичнее. Что немаловажно: туриндустрия стала более внимательна к пожеланиям путешественников, все стараются привлечь больше гостей именно в свой регион. Как? С помощью интересных событий, аттракций, новых объектов, неповторимых маршрутов, необычных локаций и ярких проектов.

Однако придумать мало — надо уметь рассказать об этом. И здесь свое плечо подставляют госорганы. Например, туристические информационные центры, которые открываются в регионах благодаря изменениям в законодательстве. Сейчас действует 36 ТИЦ, а два года назад был лишь один официальный — в Минске. В ближайшее время, сразу после Нового года, откроется туринфоцентр в Бресте. Всего в планах на следующий год открыть двери еще 20 ТИЦ. Например, в Минской области — 4—5 туринфоцентров. Лидерами же пока являются Витебская и Гродненская области, где действует суммарно 29 ТИЦ.

Сегодня это не только центры для информирования туристов, но и региональные центры развития туризма по 13 видам, включенным в единую национальную классификацию. Эти структуры стали площадкой для взаимодействия бизнеса и государства в сфере туризма, привлечения инвестиций в турсектор, что очень важно. Они занимаются разработкой стратегии развития туризма в регионе исходя из местных особенностей. В число функций входят сбор и анализ информации, передача данных регулятору — с недавних пор ТИЦ должны вести журналы учета посетителей и проводимых мероприятий. В следующем году намерены скорректировать законодательство в этой сфере, чтобы отрегулировать нюансы создания, внебюджетной деятельности, штатной численности, обеспечения сувенирной продукцией и т. д. В перспективе на базе туринфоцентров в том числе будут созданы экскурсионные бюро, в состав которых войдут как прошедшие соответствующую аттестацию работники ТИЦ, так и привлеченные специалисты района.



— Кстати, об экскурсоводах: еще недавно остро стоял вопрос нехватки аттестованных специалистов в райцентрах. Удалось ли его решить?

— Действительно, еще три года назад имелись такие районы, где не было ни одного аттестованного экскурсовода или гида-переводчика. Благодаря проводимой регулятором работе и возросшим турпотокам в глубинку интерес к этой работе заметно вырос. И мы видим, что к концу года все районы страны будут иметь как минимум одного аттестованного экскурсовода. Безусловно, мы рады, потому что труд это непростой: не каждый может заниматься данным ремеслом — нужны харизма, знания и умение вести себя с людьми. Отрадно, что такие люди нашлись: некоторые прошли аттестацию не по одной теме, а по нескольким и смогут больше рассказать о своей малой родине, провести по межрегиональным и национальным маршрутам.

Важно, что сегодня все больше аттестованных экскурсоводов и гидов-переводчиков: с начала года их ряды пополнились 182 и 11 профессионалами соответственно. Всего же в Беларуси аттестованы 1180 экскурсоводов и 160 гидов-переводчиков. Они голос нашего туризма. Ведь впечатления и эмоции туристов зависят от информации, которую им предоставляют профессионалы. Уверен, что их ряды будут только расти. Предпосылки для этого 2024-й оставил.

«Беларусь интересна на всех континентах»

— Расскажите подробнее о поводах для оптимизма.

— В последнее время мы получили сразу две приятные новости. Так, Президент продлил действие безвизового въезда на территорию Беларуси для граждан 38 стран Евросоюза. Это очень важно, ведь чтобы информационный резонанс и сарафанное радио дали больший эффект в условиях недружественных действий на Западе, нужно время. Думаю, турпотоки из стран Евросоюза будут поступательно расти.

Второе приятное и долгожданное событие — МИД России уведомил о завершении всех технических процедур по вступлению в силу межправительственного соглашения между Россией и Беларусью о взаимном признании виз! Документ начнет действовать через 30 дней: условно в середине января туристы, посещающие Россию по визам, смогут посетить и нас, как и гости, приехавшие в нашу страну, смогут отправиться в Россию. Это очень важно, потому что путешественники из стран дальней дуги, особенно Китая, Индии, стран Персидского залива, заинтересованы в том, чтобы за одну поездку побывать как можно в большем количестве стран, увидеть различные места. Думаю, между туркомпаниями двух стран будет плодотворное взаимодействие, предварительно мы уже отрабатывали моменты оперативного выстраивания путешествий на два государства.


— А как сейчас складывается ситуация с экспортом туруслуг?

— Официальная статистика будет позже, но промежуточные результаты показывают рост. Так, за 10 месяцев экспорт туристических услуг вырос на 31 процент к показателю прошлого года. Напомню, в 2023-м он составил 206,7 миллиона долларов. Кроме того, за десять месяцев 2024 года экспорт туруслуг по статье «Поездки» перешагнул отметку в 700 миллионов долларов. Для сравнения, за весь прошлый год этот показатель составил 606 миллионов долларов. За это время к нам приехали туристы из 174 стран, а значит, Беларусь интересна на всех континентах. Кстати, подтверждает это и рейтинг Всемирной туристской организации по посещаемости, опубликованный в середине прошлого года, — мы заняли 48-е место среди 203 стран. Это очень высокий результат, он говорит о том, что Беларусь становится все более узнаваемой в мире.

И действительно, мы неплохо выстроили взаимодействие в разных направлениях, даже со странами Евросоюза, благодаря безвизовому режиму. Он, напомню, был значительно расширен с 19 июля. И финансовые поступления, и туристические потоки, несмотря на нарушение логистических связей, особенно авиационных — а мы фактически не взаимодействуем со странами Евросоюза в плане авиаперелетов — только растут. В целом же, по данным Госпогранкомитета, с 2022 года нашу страну посетили более одного миллиона граждан Евросоюза. Чаще всего к нам приезжали из Литвы, Латвии и Польши, Германии, Эстонии, Италии, Франции и Великобритании.

Важно и то, что мы наблюдаем значительный рост показателей по странам СНГ: по каждой он на 25–45 процентов выше к уровню прошлого года и по экспортным поступлениям, и по количеству туристов. Хорошо идут дела со странами дальней дуги. Хотел бы выделить здесь Китай, туристы которого обеспечили экспорт туруслуг за 10 месяцев 2024-го в пять миллионов долларов, что вдвое больше, чем годом ранее. И, уверен, эти цифры будут только расти благодаря проводимым встречам с представителями турбизнеса Поднебесной, информационным турам, участию в турвыставках в Китайской Народной Республике и, разумеется, дружескому общению на самом высоком уровне.


— На первом месте традиционно Россия?

— Верно, рост по этому направлению составляет около 20 процентов по итогам 10 месяцев текущего года. Эта динамика сохраняется на протяжении последних трех лет. И мы видим, что это не предел. Так, в 2019-м Беларусь была связана авиарейсами с девятью регионами России, сейчас — с 18. По данным Министерства экономического развития восточной страны-соседки, еще 30 регионов хотели бы связать воздушным сообщением свои города с нашими. Мы работаем над этим вопросом — дело это непростое, в нем есть ряд нюансов: важно и субсидирование авиарейсов на начальном этапе, и увеличение количества самолетов и авиакомпаний. Стремимся решить эти моменты, потому что есть главное — запрос со стороны туристов.

При этом восстанавливается железнодорожная логистика. Например, три «Ласточки» «летают» между Минском и Москвой. Ждем строительства скоростной магистрали, когда время в пути сократится в разы. Кроме того, восстановление железнодорожного сообщения между приграничными районами Беларуси и России способствует развитию трансграничного туризма. Общая история и празднование 80-летия Победы в Великой Отечественной войне в 2025-м подталкивают к развитию детского и историко-культурного туризма. Знаете, порой мы сами до конца не осознаем, каким богатством обладаем. Например, у нас ярко выражены четыре поры года. В Калининградской области, где я недавно был, привычной нам зимы нет — туристы из этого региона хотят побывать на наших зимних объектах, потому что наши горнолыжные комплексы ближе, чем российские.

На втором месте по экспорту туруслуг идет Турция, на третьем — Китай. Отмечу, что наша страна интересна и может предложить разные направления для туристов, бизнесменов, любителей экотуризма и активного отдыха. Главное, все это у нас есть. Также понимаем, что мы в начале нового пути, много усилий нужно прикладывать дальше.

О приоритетах — глобальных и близких

— Какие направления будут приоритетными?

— Для этого нужно совершенствовать комплекс мероприятий, в том числе в сфере туристической инфраструктуры и логистики. Сейчас формируется новая государственная программа в сфере туризма на 2026–2030 годы. Акцент будет сделан на различных направлениях, например санаторно-курортном лечении, где идет неплохой прирост. Но в летний период мест в здравницах не хватает, несмотря на то что за четыре последних года построено 20 объектов — новые корпуса, в том числе оздоровительные, спортивно-оздоровительные объекты. По предварительным данным, в данную сферу за эти годы было инвестировано почти 200 миллионов рублей. Дальше будет больше. В ближайшие пять лет, рассчитываем, появятся новые санатории: живописных мест с уникальными природными условиями в стране еще хватает, взять тот же регион Поозерья, пройдут модернизации в уже действующих. Мы работаем над развитием придорожного сервиса. Растет спрос на кемпинги, глэмпинги и стоянки для караванеров, особенно в живописных местах, сплавы и путешествия по рекам и озерам — это тоже учтем.



— Это важная глобальная работа на ближайшее пятилетие. А что в планах развития туриндустрии на следующий год?

— Мы намерены и дальше развивать календарь брендовых событий Беларуси — от крупных национальных до небольших региональных, заслуживающих внимание большой аудитории. Так, в национальный календарь на 2024 год мы включили около 300 мероприятий и постоянно добавляли новые. Мы видим, что многие туркомпании создают туры для соотечественников и иностранцев, основываясь на таких мероприятиях, что очень важно. При этом есть и другой момент, касающийся горизонта планирования на местах. Так, порой даты фестивалей и праздников в регионах могут переноситься, что усложняет работу турбизнеса. Потому мы решили в 2025 году публиковать событийный календарь посезонно: условно, за месяц до наступления весны разместим список мест, на которые рекомендуем обратить внимание туристов, за месяц до лета — варианты событий на жаркое время года и так далее. Примечательно, что число претендентов на попадание в календарь постоянно увеличивается: организаторы в регионах стараются «обновить», сделать более интересными уже имеющиеся мероприятия и придумать новые, со своим колоритом. На рассмотрение в этом году к нам попало также около 300 событий. Скажу сразу, что не все вой­дут в итоговые списки: мы стремимся отобрать действительно яркие, уникальные, самобытные фестивали и мероприятия.

Кроме того, в следующем году продолжим посвящать каждый месяц конкретному виду туризма. Примерно такое же деление, как и в 2024-м, останется. Только февраль опять будет объявлен месяцем медицинского и лечебно-оздоровительного туризма. Рокировка произойдет в январе и октябре — в первый месяц года уделим внимание религиозному туризму, в десятый — образовательному. Эту традицию мы продолжаем неспроста: в мероприятиях по популяризации разных видов туризма (различные программы, квесты, фестивали) в 2024 году уже поучаствовали более одного миллиона человек. Значит, это дополнительный повод привлечь туристов, в том числе в глубинку, да еще иногда и в межсезонье.

На это же, по сути, направлены наши акции и конкурсы: «Вандруй. Адчуй. Натхняйся», республиканский турконкурс «Познай Беларусь», конкурс социальной рекламы «#Познай Беларусь», количество заявок для участия в них в этом году значительно увеличилось, следовательно, туристы воодушевлены и хотят делиться впечатлениями. Например, на «Познай Беларусь» в текущем году поступило более чем вдвое больше заявок по сравнению с 2023-м. Мы уже думаем над тем, какие новые номинации добавить в следующем году, как привлечь к нему иностранных гостей.


Показать все и сразу

— Еще один анонсированный способ привлечь туристов в регионы — создание титульных маршрутов. О чем идет речь?

— Вариантов для путешествий по стране тысячи, но, во-первых, не все знают, где их найти, во-вторых, они не всегда систематизированы настолько, что сразу понимаешь, где основной, важный для знакомства с краем. Потому мы приняли решение: каждый район до конца года должен определить свой брендовый или значимый маршрут турпутешествия. Такой маршрут мы условно называем титульным. Сначала предложим варианты, где основные объекты можно посетить беспрепятственно даже индивидуальному туристу, чтобы показать потенциал региона. Это может быть пеший, комбинированный или автомобильный маршрут, но без каких-либо сложных требований. Как раз сейчас определяются объекты маршрутов, их схемы по каждому району. В стране 118 районов плюс областные центры — к концу года будет много интересных предложений. Дальше важно раскрутить эти маршруты в информационном пространстве, чтобы они были заметны. Чтобы турист, приезжая, условно, в Зельву или Лельчицы, знал, что с достопримечательностями он наверняка познакомится. А затем будем добавлять другие маршруты, чтобы показать уже иные локации.

— При этом достопримечательности намерены сделать заметнее — как?

— Сейчас мы готовим проект постановления Минспорта и туризма «О системе туристической ориентирующей информации». По сути, хотим утвердить новую систему турнавигации — графические изображения объектов туриндустрии, которые используются при изготовлении информщитов, стендов, указателей, будут ярче, заметнее, выдержанными в одном стиле. Предварительно изучили зарубежный опыт, в том числе России, Узбекистана, чтобы не упустить важное. Рассчитываем, что туристам станет проще ориентироваться на местности, а посещаемость туробъектов вырастет в том числе благодаря их узнаваемости.


Время воспользоваться возможностями

— В конце года принято делать прогнозы на следующий: чего ожидает регулятор от 2025-го?

— Мир настолько динамичен, что сложно заглядывать далеко вперед. Потому отвечу в общем: перспектив довольно много. Во-первых, глядя на динамику въездного туризма и последние новости, рассчитываем, что год для этого направления будет удачным. Важно сейчас не потерять время, не упустить момент, а постараться максимально оперативно усилить продвижение турпотенциала нашей страны за рубежом, наладить контакты с иностранными туроператорами, в том числе российскими, для создания большого количества турмаршрутов Союзного государства под разные интересы путешественников.

Считаю, что взятый тренд на рост популярности внутреннего туризма также сохранится. Несмотря на то что выездное направление постепенно набирает обороты, происходит переориентация спроса. Конечно, в топе традиционные морские курорты. При этом гораздо большими темпами растет интерес к поездкам в страны СНГ, в российские регионы — язык, цена, логистика, близкий менталитет способствуют этому. По возвращении наши граждане уже не сидят дома, как прежде, а ищут отдых и в своей стране. Мы понимаем, что два миллиона организованных туристов в год — это много. Но хотелось бы, чтобы каждый житель Беларуси хотя бы раз в год отправился в путешествие по родине. Уверен: в первую очередь развитие внутреннего туризма и создание качественного турпродукта позволят повысить конкурентоспособность нашей страны на мировом рынке.



Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter