О перспективах авиастроения в Беларуси

Полетное задание

Беларусь за годы независимости сумела не только сохранить советское наследство, но и создать собственный производственный потенциал. Мы теперь страна с большими возможностями в разных сферах жизни, включая промышленность, сельское хозяйство, науку и образование. И развитие этих компетенций делает нас сильнее. Теперь на очереди еще один рубеж.

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Наша стратегическая задача — достичь технологического суверенитета в сквозных сферах, которые обеспечивают устойчивость всей экономики страны… Проекты по достижению технологического суверенитета должны стать мотором обновления нашей промышленности, помочь всей экономике выйти на передовой уровень эффективности и конкурентоспособности. 

На совещании о состоянии и задачах развития промышленности, 9 апреля 2024 года.

Первым делом — технологии

Вопросы технологий сегодня стоят во всем мире достаточно остро. Как показывает практика, чтобы удержаться в рамках независимости, необходимо действовать на опережение. А современные производства — это своего рода ключи к замкам от дверей в будущее. Вот настал черед и авиаотрасли в нашей экономике.
Одно дело — иметь возможность закупать и эксплуатировать машины и технику, а другое — делать это самим. И здесь по большому счету главный смысл не столько в самолетах, сколько в подходе к делу. Вокруг авиапрома всегда собираются сильнейшие специалисты, а с ними развиваются новейшие технологии и материалы.

По сути, в активе нашего авиапрома более десятка производств и организаций, а также два учебных заведения специализированного профиля. Все это особенно важно, когда в условиях санкционной войны стоит вопрос о максимальной локализации производства. Тем более что в составе СССР мы реально были частью огромной кооперации космического и авиапромышленного комплексов.

В Беларуси максимально сохранена вся эта бывшая советская база. Теперь пришло время сделать еще один шаг вперед. В эпоху центробежных тенденций в геополитике технологии имеют центростремительное значение. Вокруг них фокусируются интересы и сотрудничество. Они, скорее всего, будут определять даже состав и скорость формирования новых центров в мире.

Проект на взлетной полосе

Совместный белорусско‑российский проект «Освей» нам важен прежде всего как старт к новым горизонтам.

«Нам надо идти дальше, создавать самолет, пусть не полностью свой, белорусский, но активно участвовать в кооперации с Россией, другими государствами», — такую задачу ставил Президент еще в 2014 году, посещая Барановичский авиаремонтный завод. Провидческие слова. И вот уже решены все формальности для практического старта проекта. В 2026 году даже запланированы испытания двух опытных образцов совместного легкомоторного самолета «Освей». Намечен и выпуск в Беларуси комплектующих для Ту‑214 . Следует понимать, что это не единственные перспективы развития российско‑белорусской интеграции в авиационной промышленности.

Штурмовать проект в прямом и переносном смысле будет 558‑й Авиационный ремонтный завод в Барановичах в кооперации с Уральским заводом гражданской авиации.
Этот проект можно даже назвать авиационной маршруткой, которая будет связывать регионы по кратчайшему пути. Для наших союзных просторов это, считай, запрос времени. На днях Александр Лукашенко встречался с губернатором Якутии, а до этого была делегация с Камчатки. Россия — огромные и бескрайние просторы, расстояния в тысячи километров, но наши интересы там тоже есть. Вот и будет союзный самолет сокращать дистанцию и связывать возможности.
Эти перспективы в авиаотрасли в первую очередь значат, что усилия Президента по сохранению технологических компетенций Беларуси были не напрасны и сегодня они послужат надежной базой для рывка вперед. А ведь, по сути, и Россия, и мы какое‑то время были в ловушке западных рыночных теорий, мол, всегда можно купить, если что. В условиях тотальных санкций это бьет очень ощутимо.

На новую высоту

Ситуацию, когда авиапарки наших стран оказались фактически во власти американского «Боинга», пришла пора менять кардинально. У нашего Союзного государства должна быть своя обновленная персонифицированная авиационная база уже не только в военной сфере, но и обязательно в гражданской.
Глава государства в этом плане недавно на встрече со студентами технологических вузов подчеркнул, что перед инженерной отраслью страны стоят самые амбициозные задачи, ее развитие — стратегическое направление, которое определит будущее Беларуси. Ведь сейчас предстоит в ускоренном формате провести научно‑техническую революцию.
«Мы не можем остановиться, тем более отстать. Я образно часто говорю: остановимся — за нами идут, нас просто затопчут», — именно так Александр Лукашенко обрисовал задание на перспективу. Наряду с производством научная и профессиональная образовательная база в стране является по‑настоящему образцовой в нашем союзном тандеме.

Советская школа не только никуда не ушла с белорусской площадки, но даже существенно окрепла. Профессионально‑техническое образование питает производство качественными и подготовленными кадрами. И в новом для нас элементе авиастроения подход естественно не будет меняться. Даже конструкторскую школу авиадвигателестроения создадут в Беларуси, и соответствующее направление подготовки специалистов будет открыто в Белорусской государственной академии авиации.

Вся наша структура образования должна будет на высоком уровне обеспечивать практически полный спектр квалификаций от летных до инженерных, от гражданских до военных. Продолжает активно развиваться в Беларуси и тема беспилотных систем. В эпоху БПЛА мы вошли не с пустыми руками. Наши разработки и модели системно вписываются в современные тенденции от мирных до военных задач.

Все указывает на то, что стартовый глобальный пистолет на новую технологическую гонку уже дал сигнал. И речь здесь идет о технологиях не комфорта, а выживания. Человечество не просто так кинуло свой взор на Антарктику и в космос. Что центры силы в первую очередь озаботились военными контингентами там, говорит о том, что это далеко не безмятежное соревнование. Это уже заочно война, проиграть в которой нельзя.

ВЫШЕ НЕБА

В Военной академии появится кафедра беспилотных летательных аппаратов. Военно‑технические кафедры будут открывать и в инженерно‑технических вузах. Надо еще понимать, что беспилотники — это не только небо. Они скоро будут везде: на земле, под землей и в космосе. А где беспилотники сегодня, там завтра будут и искусственный интеллект, и роботы, и нанотехнологии, и наноматериалы. Эта цепная реакция неизбежна. Главное — не быть в стороне.

В ТЕМУ

Мелочей в развитии авиационного направления нет. Даже перспектива того, что Беларусь намерена создавать производство первичного алюминия, используя ресурсы боксит‑давсонитовых руд, найденных в месторождении «Заозерное» в Ельском районе Гомельской области, как нельзя кстати сегодня не только в ракурсе экспорта ресурсов, но и в сфере авиапроизводства.

Александр ТИЩЕНКО, эксперт по национальной безопасности.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter