Белорусская цементная компания будет создана в марте 2014 года
Несмотря на то, что инвестиции в отечественные цементные предприятия за последние годы превысили $ 1 млрд., экономическая эффективность отрасли по-прежнему оставляет желать лучшего. Далеко не все производители успели «обкатать» новые мощности, и продукция все еще выпускается с высокой себестоимостью. А это и без того усугубляет непростую ситуацию на рынке стройматериалов.
Сладкие времена, когда за отечественной продукцией для строительства выстраивались в очередь российские покупатели, прошли, отмечает начальник Международного информационного центра ГП «Институт жилища — НИПТИС им. Атаева С.С.» Игорь Трофимов. Сегодня предложений очень много, конкуренция со стороны стран-соседей огромна, и нашим производителям самое время думать о том, как ее выдерживать и отстаивать внутренний рынок. Касается это и цементной отрасли в частности.
Так, сегодня производственные мощности цементных предприятий составляют 6,1 млн. тонн в год, при этом почти миллион тонн поставляется в страну извне. Заместитель министра архитектуры и строительства Беларуси Дмитрий Семенкевич подчеркивает: сбыт продукции отечественных заводов как в Россию, так и в другие страны заметно усложнился. Ценовую политику на российском рынке, например, диктуют крупные игроки. А потому конкурировать с ними отдельным предприятиям очень непросто. Кроме того, себестоимость белорусского продукта cущественно выше российского. Вместе с тем специалисты надеются: улучшить ситуацию на данном рынке поможет создание Белорусской цементной компании. Планируется, что уже в марте будущего года холдинг будет создан.
Сейчас идет вертикальная интеграция: крупные цементные производства присоединяют к себе небольшие предприятия, в частности заводы железобетонных изделий. После этого произойдет горизонтальная интеграция. Дмитрий Семенкевич подчеркивает, что задача провести прямое слияние предприятий не стоит. Смысл нового объединения — помочь отечественным заводам решить вопросы со сбытом, снизить себестоимость готовой продукции, создать условия на рынке для формирования гибких цен. Планируется, что в холдинге будет создана единая товаропроводящая сеть, а также будут централизованы функции управления и маркетинга. Снизить цену готовой продукции, считают в министерстве, поможет и единая политика при закупке ресурсов.
Еще одна актуальная задача для белорусских производителей цемента — вхождение в коммерческие конгломерации. По словам Игоря Трофимова, сегодня ведутся переговоры с крупнейшей российской компанией «Евроцементгрупп», которая поставляет на рынок 33 млн. т цемента. Планируется, что создаваемый белорусский холдинг и данная компания объединят усилия на рынке, не нарушая при этом антимонопольного законодательства. В целом создавать холдинги планируется и в других строительных отраслях. В непосредственном подчинении Минстройархитектуры останутся лишь основные игроки отрасли, отмечают в ведомстве.