В стране ведется планомерная работа по увеличению количества новых, востребованных услуг для населения и бизнеса в электронном виде. С каждым годом оцифрованных сервисов становится больше, растет интерес к цифровому общению, получению услуг онлайн. О новых услугах и итогах 2023-го рассказали 20 декабря представители Национального центра электронных услуг на презентации мобильного приложения «Е-Паслуга».
Директор Национального центра электронных услуг Роман Градусов констатировал растущий интерес и граждан, и бизнеса, и государственных организаций к получению услуг онлайн:
— Если в 2022-м через портал было оказано чуть более 76 миллионов услуг, то за текущий год с января по ноябрь включительно — около 120 миллионов услуг. Среди новинок востребованной стала услуга по предоставлению сведений о правонарушениях. Такого рода информация требуется, например, при трудоустройстве. Еще одной популярной у пользователей стала услуга получения систематизированных сведений об автомобиле, благодаря которой можно узнать о марке, номере, наличии страховки и техосмотра транспорта, а также проверить, не находится ли он в розыске, получить сведения о ДТП.
В Беларуси также активно внедряется электронный документооборот. К системе СМДО подключены почти 17 тысяч абонентов. В неделю в стране пересылается около 150 тысяч электронных документов.
— В 2023-м мы предложили новое решение по использованию электронного документооборота и СМДО для небольших компаний — соответствующий сервис появился в личном электронном кабинете на едином портале электронных услуг, — отметил Роман Градусов.
Теперь, не выходя из личного кабинета, наряду с получением различных услуг, можно организовать и юридически значимый электронный документооборот.
Доступ к большинству электронных услуг на портале требует однозначной строгой идентификации пользователя, которая возможна при наличии электронной цифровой подписи или ID-карты.
— Использование ID-карт позволяет автоматизировать процедуру идентификации личности, что также способствует развитию электронных сервисов, — считает заместитель директора по информационным технологиям НЦЭУ Егор Воронов. — Пользователь может авторизоваться с помощью ID-карты на едином портале электронных услуг, получить доступ к своему личному кабинету и заказать услугу онлайн.
Вместе с тем при использовании ID-карты необходимо дополнительное устройство, позволяющее авторизационные данные с ID-карты передать на персональный компьютер — это считыватель. Чтобы упростить процедуру авторизации по ID-карте и получить доступ к электронным услугам, НЦЭУ разработано мобильное приложение «Е-Паслуга», в котором считывателем является ваш мобильный телефон.
Приложение «Е-Паслуга» позволяет гражданам и бизнесу решать различные жизненные ситуации онлайн. Это более 500 сервисов на основании достоверных и актуальных сведений около 60 государственных информационных систем в различных сферах — недвижимость и страхование, медицина и образование, экология, таможенное дело и многое другое.
Стать пользователем «Е-Паслуги» можно и без ID-карты — авторизуйтесь по номеру телефона, e-mail, учетным записям в Google или Facebook, объяснила начальник отдела электронной коммерции Национального центра электронных услуг Светлана Караневич:
— Мобильное приложение «Е-Паслуга» пока доступно для использования только физическими лицами и только для системы Android. Скачать приложение можно уже сегодня в Google Play.
Имя Е-Паслуга получило не только мобильное приложение ЕПЭУ, но и собственно единый портал электронных услуг — для легкости и простоты восприятия пользователями.
gorbatenko@sb.by