26 ФЕВРАЛЯ вступил в силу Декрет № 7 «О развитии предпринимательства». Это ключевой документ по либерализации условий ведения бизнеса в Беларуси, направленный на упрощение начала деятельности предпринимателя, минимизацию вмешательства государства в работу субъектов хозяйствования. В процессе его подготовки подвергнута инвентаризации, по сути, вся законодательная база, через дискуссии и споры, поиски компромисса предложен вариант, который действительно упраздняет все лишнее регулирование, не создавая ущерба для одного сектора экономики в пользу другого.
Как работает декрет и в чем его новации? На эти и другие вопросы во время прямой телефонной линии читателям «СГ» ответил директор Департамента по предпринимательству Министерства экономики Петр АРУШАНЬЯНЦ.
— Петр Борисович, много говорится о том, что декрет значительно упростит жизнь бизнеса, особенно в части проверок. Хотелось бы узнать, насколько реально сократилось их количество?
Виктор Николаевич
Быховский район
— Главный аргумент, которым Департамент по предпринимательству оперировал, участвуя в разработке декрета, это хорошая работа деловой среды. И, как мы убедились, лучше всего она идет, если не вмешиваться в деятельность субъекта хозяйствования, не диктовать ему, что он должен делать, не руководить им.
Кроме того, это требования, предъявляемые к бизнесу. Они должны быть одинаковыми для всех. Мы инвентаризировали законодательство, выделили самые важные из них. Допустим, в части пожарной безопасности существующие 580 требований сократили до 62. В части санитарных из 1100 пунктов осталось 105. Ветеринарные требования уменьшили с 2200 позиций до 205. В целом же можно сказать, что требования по этим направлениям сократились в 10—13 раз. Работа продолжается. Она найдет свое отражение в реестре административных процедур, где будут четко обозначены список предъявляемых документов, их стоимость и иные критерии. Это будет своеобразная азбука (путеводитель) и для предпринимателя, и для чиновника. Таким образом, вся система взаимоотношений государства как регулятора и бизнеса в части требований будет воплощена в реестре.
— Ознакомившись с декретом, могу как руководитель сделать вывод, что ответственность бизнеса увеличивается. В частности, в документе говорится о штрафах от 10 до 200 базовых величин, если должным образом не организована работа предприятия. Поясните, пожалуйста, за что теперь конкретно отвечает руководитель?
Наталья
д. Мышковичи, Кировский район
— Не могу согласиться с вами, Наталья. Правильно будет говорить о том, что предусмотрена личная ответственность руководителя за деятельность субъекта хозяйствования. Цифры, которые вы озвучили (от 10 до 200 базовых величин), фигурируют в пункте 6 Декрета № 7. Почему добросовестному руководителю не нужно бояться этой нормы? Она работает только при совокупности целого комплекса различных условий. Речь о том, что непринятие руководителем юридического лица необходимых мер по надлежащей организации деятельности этого юрлица в соответствии с установленными законодательством требованиями влечет причинение вреда. Возьмем простой пример. Допустим, у вас висит огнетушитель,
условно говоря, не в положенном месте. Да, непорядок. Но какой вред от того, что он находится не там? Вот если он, скажем, упал на кого-то, тогда да, безусловно, руководитель ответит по всей строгости за причинение вреда. И это при условии, что именно неправильное расположение огнетушителя тому виной. То есть факт должен быть зафиксирован, доказан, установлена причинно-следственная связь между противоправными действиями и наличием этого самого вреда. Не думаю, что упомянутая норма будет очень распространена: она сработает в отношении тех правонарушений, которые не предусмотрены в Административном кодексе.
Хочу обратить внимание на основополагающий принцип, заложенный в Декрете, — презумпцию добросовестности субъектов хозяйствования. Это не просто красивые слова. Это то состояние, при котором субъект считается добросовестным до тех пор, пока надлежащим образом не будет доказано обратное. И этой нормой уже руководствуются в судах. Кроме того, декрет декларирует адекватность наказания характеру совершенного правонарушения и наступившим последствиям. Работа же контрольных и надзорных органов в соответствии с принципом презумпции добросовестности должна быть нацелена на профилактику правонарушений.
Сейчас очень важно, чтобы правоприменительная практика декрета не ушла от его идеологии. Ведь для того, чтобы заложенные в документ механизмы работали правильно, пересматривается и дорабатывается огромный массив законодательства: в частности, 6 кодексов, 21 закон, указы Президента, постановления Правительства, больше сотни ведомственных актов...
— Моя сестра очень хорошая швея, хотела бы стать предпринимателем. Правильно ли мы поняли, что в соответствии с Декретом № 7 достаточно лишь уведомления в райисполком, в котором она проинформирует о начале своей деятельности?
Анна
д. Светлый Путь, Минский район
— Все верно. В декрете обозначено 19 видов экономической деятельности, о начале осуществления которых субъектом хозяйствования представляется уведомление в местный исполнительный и распорядительный орган. Производство швейных изделий в их числе. Если, к примеру, у вас есть оборудование, которое соответствует всем стандартам, а ваша
квалификация — требованиям, то достаточно о ваших намерениях сообщить в райисполком. Но упомянутое упрощение относится лишь к самому факту начала осуществления деятельности. То есть вы уже сможете зарабатывать, но все равно придется пройти ряд процедур, связанных с открытием ИП.
Хочу призвать: не стесняйтесь обращаться за консультацией в райисполкомы либо бизнес-союзы на местах. В регионах достаточно активно идет разъяснительная работа по применению основных положений Декрета № 7. Важно, что этот документ — прямого действия. Он отменил уже очень много административных процедур. Допустим, субъекты хозяйствования вправе не использовать печати. Объекты торговли могут не предоставлять сведения о розничном и (или) оптовом товарообороте. Организации в сфере услуг самостоятельно определяют порядок оформления заказов на бытовые услуги и так далее. Норм прямого действия более сотни...
— Собираемся с мамой открыть свое дело по продаже игрушек. Полагаем, выбрали очень удачное время для организации ИП. Возможно, в будущем создадим небольшое производство в этой сфере. С какими проблемами можем столкнуться?
Николай
агрогородок Поболово, Рогачевский район
— Если речь идет о сугубо торговой сфере, проблем нет: все процедуры по регистрации и деятельности вашего объекта — в рамках действующего законодательства. Единственное — пристальное внимание к сертификатам, раз речь идет о продаже детских игрушек. Обратите внимание, что льготы, если мы говорим об открытии магазина на селе, дают Указ № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания» и Декрет № 6. Главное исследовать рынок сбыта и понимать свою целевую аудиторию, чувствовать запросы покупателя. Но купить-продать — это одно. Идея расширяться
хороша: добавленная стоимость — это уже совершенно иной разговор. А вопрос о правильности выбора времени для открытия бизнеса решает для себя каждый, ведь предпринимательская деятельность сопряжена с рисками. Но все же стоит обратить внимание, что в экономике в целом сформировались положительные тенденции: растет уровень доходов, замедляется инфляция, увеличивается ВВП. Только эти макроэкономические показатели говорят о том, что благоприятные предпосылки для начала работы есть.
К слову, мы уже заметили, что деловая активность от момента принятия Декрета № 7 до его вступления в силу увеличилась. За два месяца до вступления в силу документа прибавилось 650 индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Главная цель, на которую ориентирован документ, это то, что доля малого и среднего бизнеса должна достичь 40 процентов к 2020 году. Сейчас этот показатель на уровне 28 процентов.
— По специальности автослесарь, есть гараж. Хочу использовать его в качестве мастерской по ремонту автомобилей. Надо ли мне для этого просить разрешения у членов кооператива, как требовалось раньше?
Константин
Могилев
— Нет. Вы вправе использовать гараж в качестве мастерской для оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств без согласия общего собрания членов (собрания уполномоченных членов) гаражного кооператива. Это положение действует с 26 февраля. Решение, закрепленное в Декрете № 7, очень логичное: чисто физически тяжело собрать всех членов кооператива, чтобы добиться всеобщего согласия. Когда обсуждали эту норму, собирали практикующих граждан, которые работали в таких СТО, интересовались, достаточно ли им этого решения, чтобы выходить из тени и нормально работать. Сошлись во мнении, что да, поэтому, полагаю, в этом решении мы не ошиблись. Другое дело, есть определенные простые санитарные требования и требования противопожарной безопасности, которые надо соблюдать. Обратите внимание именно на них. Повторюсь, они существенно сокращены.
— Недавно открыла интернет-магазин, торгую сантехникой. В Декрете № 7 обозначено, что можно перейти на упрощенную систему налогообложения. Обязательно ли? Правда ли, что до 2020 года наложен своеобразный мораторий на повышение налогов?
Лариса Васильевна
г.п. Красносельский, Волковысский район
— Что касается упрощенной системы налогообложения, то это требование не обязательное. С принятием декрета у таких
субъектов хозяйствования, как вы, появилась возможность выбирать. В любом случае вы можете проконсультироваться в своей налоговой инспекции и получить там исчерпывающие ответы.
Если говорить о второй части вопроса, то действительно, до 2020-го ставки по налогам повышаться не будут. Декрет сам по себе не затрагивает эти вопросы, однако все они будут отражены в новой редакции Налогового кодекса. Задача — упростить налоговое администрирование, чтобы учет был прозрачным и понятным.
— Моя родственница владелица нескольких магазинов на селе. На какие новшества нам стоит обратить внимание?
Наталья
Столинский район
— На сайте Министерства антимонопольного регулирования и торговли размещены методические рекомендации о порядке действий субъекта хозяйствования при организации розничной торговли в торговом объекте в соответствии с нормами Декрета № 7. Даны детальные пояснения. Тем не менее хочу обратить ваше внимание на некоторые моменты. Это, к примеру, установление режима работы. Его теперь не нужно согласовывать с гор(рай)исполкомом, другими государственными органами, кроме работы в ночное время. Ассортиментный перечень товаров разрабатывается и утверждается самостоятельно субъектом торговли. Стационарные торговые объекты создаются вне зависимости от наличия таких объектов на схемах размещения стационарных торговых объектов, объектов общественного питания, торговых центров, рынков, если при этом не нарушаются требования градостроительной документации.
uskova@sb.by
Фото Владимира ШЛАПАКА