Год назад в коллективном договоре на Белорусском металлургическом заводе закрепили норму — освобождать от работы будущих мам на раннем сроке беременности с сохранением среднего заработка до предоставления декретного отпуска.
Работницы отдела технического контроля ОАО «БМЗ — управляющая компания холдинга «БМК» Марина Сидорко и Татьяна Никитенко.
Как рассказал председатель профсоюзного комитета Александр Коледа, первопричиной такого решения был COVID-19:
— Когда началась пандемия, стали думать, как защитить коллектив. В первую очередь беременных женщин — для них коронавирус чреват осложнениями. Даже дорога на работу и домой в переполненном транспорте представляла опасность.
Так что новая форма соцгарантий пришла по принципу «не было бы счастья, да несчастье помогло».
Сотрудницы БМЗ стали тогда шутить: раз предприятие о них так заботится, то и они в долгу не останутся — будут рожать будущих металлургов.Как и многие в Жлобине Гомельской области, Светлана Кикенева связала свой профессиональный путь с главным предприятием города. После трехмесячных курсов в заводском учебном центре стала машинистом крана в копровом цехе. Вспоминает первые дни на работе:
— Поднимаясь в кабину по лестнице, цеплялась за поручни намертво. На высоте стоишь — ладошки потеют. Да и такой громадиной страшно управлять. Постепенно освоилась, помогли женщины из моей бригады.
Светлана Кикенева.
Про новую форму социальной поддержки Светлане рассказала одна из коллег. А через пару месяцев Кикенева узнала, что снова будет мамой. В январе стала на учет в женской консультации, отнесла на работу справку, оформила документы — и теперь ждет пополнения дома. Средний заработок Кикенева получает в прежнем объеме.
Беседуем со Светланой возле детской поликлиники — ее старший сын Артем приболел, и мама пришла с ним к врачу:
— Сейчас успеваю все: и здоровьем заниматься, и по дому хозяйничать. Знакомые не могут понять, почему не работаю: срок беременности еще малый. И медсестра в поликлинике удивлялась, расспрашивала. Так что от имени всех будущих мам с нашего завода хочу еще раз поблагодарить руководство за заботу.Генеральный директор завода Дмитрий Корчик в свое время инициативу поддержал сразу. Издали на месяц приказ: освобождать беременных женщин от работы с сохранением их среднего заработка. Потом срок действия приказа много раз продлевали. А в апреле 2021-го при составлении нового коллективного договора социальная гарантия стала постоянной. Уже без привязки к эпидемиологической ситуации.
Возражений со стороны нанимателя не последовало еще и потому, что по закону беременным работницам должен предоставляться легкий труд. Но разве его найдешь в тяжелой металлургии?! А теперь проблема решалась сама по себе.
Сегодня в декретных отпусках 270 сотрудниц БМЗ — чуть более восьми процентов от общей численности работающих на предприятии женщин. Часть из них освобождены от работы по новому пункту колдоговора — со дня определения беременности. Сумма выплат по исполнению этой нормы только в прошлом году — 427 тысяч рублей.
Недавно на металлургическом заводе прошел республиканский семинар совета женщин при Белорусском профсоюзе отраслей промышленности «Белпрофмаш». Участницы, узнав про необычную форму поддержки беременных на БМЗ, сошлись во мнении: опыт достоин распространения. И, похоже, это тот редкий случай, когда даже ярым скептикам нечего возразить.
В ТЕМУ
Традиционно Белорусский металлургический завод входит в число флагманов отечественной промышленности. Не стал исключением и прошлый год, в котором достигнуты все ключевые показатели эффективности. Произведено 2,4 миллиона тонн стали (145,6 процента к уровню предыдущего года), существенно возросли объемы экспорта, обеспечена положительная рентабельность продаж, выручка составила 1,8 миллиарда долларов. Это позволило подготовить хороший старт для работы в текущем году, а часть чистой прибыли направить на увеличение мер социальной поддержки сотрудников. На предприятии трудятся почти 12 тысяч человек, около 28 процентов — женщины.
prolesk@sb.by