Возводить быстро, качественно и без заоблачных цен за квадратный метр — важные задачи для социального государства. В последний год теме упрощения стройпроцессов уделяется особое внимание. Многое уже сделано по поручению Президента. Какие изменения произошли и что планируется?
Александр Лукашенко:
— Участок есть у человека — строй. Ты строишь для себя, несешь за это ответственность, и, как видим, люди сами пошли и в МЧС, и в какой-то надзор, и к вам для того, чтобы вы подсказали, как лучше. Так должно быть. Человек должен определяться, как ему строить дом. Те, кто строит, — это 100 % думающие люди. Они определятся, как строить. Надо — попросят нас, чтобы мы им подсказали и помогли.
Остальное жилье, строительные объекты — мы договаривались, что в течение года (вы мне говорили, к этому году) вы все уладите и никто не будет обижаться ни из руководителей предприятий, которые строят новые цеха, ни частные лица, ни госслужащие, ни те, кто себе жилье будет строить или покупать в многоэтажках квартиру, — они обижаться на нас не будут за излишние, ненужные требования. Что мы отрегулируем эти нормы, правила и требования.
3 января 2023 года, во время обсуждения доклада о состоянии дел в строительной отрасли.
С привязкой к местности
Могилевский район — пригородный. Поэтому здесь жителям деревень, как и горожанам, согласно прошлогоднему президентскому Указу № 202 «Об упрощенном порядке возведения и реконструкции объектов строительства», потребуется еще паспорт застройщика. Заказ на его разработку тут по принципу одного окна поступил только один — от жителя деревни Булыжицы, что в Княжицком сельсовете. Сельчанин, собирающийся строить одноквартирный дом, специально ждал вступления в силу нового документа.Начальник отдела архитектуры и строительства Могилевского райисполкома главный архитектор Могилевского района Владимир Игнатов рассказывает:
— Пока большинство жителей нашего района по привычке идут по «протоптанной дорожке» — ведь указ дает человеку выбор оформлять необходимые документы новым или прежним способом. Многие, как и раньше, обращаются по административной процедуре: бесплатно получают решение райисполкома на строительство. Еженедельно их выдается пять — семь.
Люди надеются сэкономить на разработке документации. Паспорт застройщика стоит 25 базовых величин. В случае получения разрешения прежним способом нужно будет заказать еще и разработку проекта. Цены у проектировщиков разные: могут запросить от 500 до 1500 рублей. Но, если человек строится за собственные средства, в проектной документации допустимы упрощения. Многие ограничиваются только архитектурной частью и привязкой к местности. Нередко действительно получается дешевле. При этом нужно учитывать, что перед началом строительства специалисты попросят дополнительно выполнить инженерно-геодезические изыскания, чтобы сами владельцы участков не столкнулись с неприятными сюрпризами. А это тоже не бесплатно. Между тем паспорт застройщика выдается уже с «геодезией».
Владимир Игнатов считает, что в перспективе многие сельчане оценят паспорта застройщиков, ведь не придется обивать пороги разных организаций, вся документация станет оформляться на месте по принципу одного окна проектным бюро райисполкома, услуга будет оказываться комплексно.
Могилевчанин Вадим Новиков давно мечтал жить в пригороде, — чтобы и на природе, и поближе к цивилизации. Найти участок без построек, соответствующий его запросам, не получилось, но риэлтор предложила два варианта покупки дома: в агрогородках Присно и Буйничи Могилевского района. Правда, строения хоть и пригодные для проживания, но небольшие, не совсем современные и, по мнению Вадима, нуждаются в серьезной переделке. Тем более рядом двухэтажные коттеджи, хочется, чтобы и у самого был не хуже, делится он:
— Времени осталось мало, весной планирую начать работы. Решаю, взвешиваю, по какому пути пойти: заказать паспорт застройщика по принципу одного окна или старым проверенным способом получить разрешение райисполкома бесплатно, самостоятельно заказать геодезию, найти недорогой проект. Думаю, во втором случае можно немного сэкономить. Но если заказывать все отдельно, придется побегать по кабинетам. Хорошо, что правила стройки существенно упростились, что человеку предоставили выбор. Кстати, сотрудники райисполкома очень подробно все разъясняют по телефону, дают рекомендации, консультируют, комментируют изменения в законодательстве. Уверен, с получением документов проблем, волокиты не возникнет.
Кстати, немало сельчан пытаются воспользоваться появившейся возможностью изменить целевое назначение своих земельных участков, особенно расположенных близко к городам. Хотят получить право построить дом на земле, предоставленной для ведения личного подсобного хозяйства, обращаются в сельсоветы. Такие вопросы решает специальная комиссия: если есть возможность, граждане получают положительные ответы на свои обращения. Главное условие, чтобы на таком участке была в наличии хоть минимальная инженерная инфраструктура: подъездная дорога, вода, электричество.
komiinform.ru
Четко, быстро, качественно
Но упрощение индивидуального строительства жилья — это лишь первый шаг на пути больших изменений.— Надо максимально упростить процессы для всех объектов строительной сферы. Причем это касается всех этапов: от идеи создания объекта до его приемки, — говорит Виктор Николайкин, председатель Постоянной комиссии по жилищной политике и строительству Палаты представителей Национального собрания. — Над упрощениями мы работаем параллельно с разработкой проекта Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Возможно, некоторые из наших предложений найдут отражение в указах Главы государства прежде, чем кодекс вступит в силу.
При этом, по словам депутата, важно не навредить. Ведь стоит задача не просто строить дешево и быстро, но качественно и с обеспечением безопасности на долгие десятилетия:
— Одно из ключевых предложений — сделать проще порядок приемки объекта в эксплуатацию. Сегодня этот процесс забюрократизирован. Пока требуется множество заключений надзорных органов. Предлагается, чтобы Госстройнадзор при приемке оценивал объект в соответствии только с проектно-сметной документацией на него. При этом за соблюдением строительных норм, ТНПА и правил пусть бы следили в рамках авторского надзора в процессе строительства, а не предъявляли требования уже после того, как здание готово. Можно провести параллель с учебным процессом в университете: студент должен работать в течение всего семестра, а не только в ночь перед экзаменом.
Парламентарий обращает внимание, что строительство нередко затягивается именно на последнем этапе, когда в дело вступают надзорные органы. Упрощения помогли бы избежать переделок.
— Отдельная тема — получение разрешительной документации. Тут тоже хватает бумажной волокиты. Хотим четко прописать случаи, когда такие документы вовсе не нужны. Например, на работы по модернизации и ремонту объектов; на снос физлицами нежилых капитальных построек на предоставленных земельных участках; на строительство, осуществляемое в целях ликвидации либо предупреждения аварийных ситуаций и т.д., — делится Виктор Николайкин.
Есть предложение определить виды строительной деятельности, для которых будет предусмотрена возможность разработки и утверждения предпроектной документации в сокращенном объеме.
— Ряд полномочий в этой сфере ляжет на плечи местных исполнительных распорядительных органов. Например, им планируют дать право принимать решения о размещении объектов, не предусмотренных градостроительными проектами детального планирования, — говорит Виктор Павлович и поясняет на примере: — Допустим, пришел в город инвестор с предложением возвести жилой комплекс или стадион. Идея хороша, но когда составляли генеральный план местности, никто и не предполагал, что такое может быть. Поэтому, чтобы ему начать работы, нужно сначала дождаться изменения градостроительного проекта и генплана. Будет ли инвестор ждать? Далеко не каждый и не всегда. Потому и хотим дать больше свободы местным органам власти.
В планах также четко прописать права и обязанности надзорных органов.
— Они не определены у Госстройнадзора, Госстройэкспертизы и других служб. Увы, но иногда это необоснованно срывает сроки ввода в эксплуатацию объекта, — подчеркивает парламентарий.
С другой стороны, ограничат и максимальный срок приостановления строительства.
— Разрешим это делать не более чем на 3 месяца, а замораживать — не более чем на три года. Дальше — или снос, или продажа, или продолжение строительства в индивидуальном порядке, разработанном в Министерстве архитектуры и строительства и утвержденном Советом Министров. Взялся строить — прояви ответственность, — считает Виктор Николайкин.
На равных условиях
Работая над проектом Кодекса об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, законодатели нередко выезжают в регионы на семинары-совещания: Полоцк, Кобрин, Бобруйск, Витебск…— Кодекс — главный правовой акт, по которому будут работать все строители Беларуси. И нам важно, чтобы он не был оторван от современных реалий, — объясняет Виктор Николайкин.
Почему возведение современного и комфортного жилья в малых городах имеет большое значение?
— Мы заинтересованы в том, чтобы развивалась вся страна, а не отдельные точки на карте. Люди хотят жить в комфорте, — говорит парламентарий.
Причем если дома одинаковые строить и в мегаполисах, и в малых городах, поселках, то регионы даже выигрывают за счет свежего воздуха, отсутствия пробок и т.д. Мы видим, как меняются тренды: удаленная работа, развитие предприятий за пределами столицы, частный бизнес.
— В Витебске есть городской поселок Руба. Формально он входит в областной центр, но по факту — пригород, — приводит пример Виктор Николайкин из жизни своего избирательного округа. — Или деревенька Лужесно на противоположном от Витебска берегу Западной Двины. Транспорт ходит, теплосети подключены, работа есть. В свое время жители отказались входить в городскую черту: голосовали, обсуждали. Они довольны своим деревенским статусом и не хотят становиться частью шумного областного центра.
Процесс ухода от ненужной забюрократизированности в возведении зданий идет по требованию Президента уже не первый год. Все это делает строительную сферу более эффективной и позволяет удерживать стоимость квадратного метра на доступном для граждан уровне. И в нынешнем году работы в этом направлении будут продолжены.
Сергей Гарцуев, старший прораб Круглянской ПМК-266:
— Вроде бы сейчас всего у нас хватает: квалифицированных кадров, техники и, главное, строительных объектов. Возводим и реконструируем жилые дома, надеемся в ближайшее время получить заказ на строительство бассейна. Единственное, что сегодня мешает в работе, — отсутствие порой устойчивого финансирования. Вернее, финансирование нередко отстает от графика.
Хорошо, что сегодня очень упростились земельные дела: оформление, сроки согласования. Также разрешено менять целевое назначение участков не только частникам, но и крупным застройщикам. Однако пока много времени уходит на изготовление проектно-сметной документации. По этой причине нередко переносятся, затягиваются сроки строительства. В идеале земельный участок должен выделяться застройщику одновременно с уже подготовленной проектной документацией, с привязкой к местности, чтобы можно было сразу, без промедления приступать к работе.
Александр Балашенко, заместитель министра архитектуры и строительства:
— Сейчас первоочередная задача — на практике реализовать решения, закрепленные в нормативных правовых актах, принятых для оптимизации и упрощения строительной деятельности. В частности, это указы Президента: от 13.06.2022 № 202 «Об упрощенном порядке возведения и реконструкции объектов строительства», от 25.07.2022 № 253 «Об упрощенном порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства». А также постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2022 № 941 «Об утверждении перечня градостроительных проектов, заказ на разработку которых подлежит размещению в 2023 году».
Для этого важно укрепить кадровый потенциал аппарата Минстройархитектуры по курируемым направлениям: архитектура, градостроительство, проектная, научно-техническая, инновационная политика и цифровая трансформация. Необходимо повысить статус территориальных подразделений архитектуры и градостроительства, укрепить их кадровый потенциал, оптимизировать их функции.
В этом году совместно с областными исполнительными комитетами планируем проведение мероприятий по обучению и повышению квалификации представителей территориальных органов архитектуры местных органов власти и управления в области архитектуры и градостроительства (обучающие семинары по изучению лучших практик, мастер-классы, семинары-совещания и др.).
Актуальными остаются вопросы цифровизации отрасли. В рамках ведения государственного градостроительного кадастра в 2023-м планируем завершить формирование электронного банка данных градостроительных проектов.
Не сбавляя темпа
О том, какие у нас планы по строительству жилья в этом году, рассказала начальник главного управления строительства и жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Татьяна Василючек:— В 2023-м планируется выйти на объемы строительства в 4,3 млн кв. метров общей площади жилья, в том числе 1,3 млн кв. метров — с государственной поддержкой.
Что важно, в этом году будет продолжена работа по первоочередному предоставлению жилья многодетным семьям.
— 6730 из них планируем обеспечить жилыми помещениями, еще 8019 направляем на улучшение жилищных условий, — поделилась планами Татьяна Василючек. — Идем на увеличение объемов возведения жилья с оказанием государственной поддержки для военнослужащих и приравненных к ним лиц до 199,45 тыс. кв. метров (для сравнения: в прошлом году — 97,8 тыс. кв. метров).
При этом соотношение стоимости строительства 1 кв. метра с использованием господдержки и номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников в целом по республике прогнозируется на уровне 0,8. Как удается сдерживать цифры?
— Это обеспечивается заказчиками за счет проведения комплексной оптимизации затрат по полному циклу строительства. Например, для снижения стоимости одного «квадрата» в многоквартирных домах заказчики строят по экономичным типовым или повторно-применяемым проектам, закладывают минимальную прибыль застройщика.
Взяли на контроль
Министерство архитектуры и строительства продлило до 1 января 2024 года регулирование цен на стройматериалы.Для производителей установлены предельные максимальные нормативы рентабельности, используемые для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускные цены на товары. Для импортеров и субъектов оптовой торговли — максимальные торговые надбавки к цене.
При этом не допускается повышение цен на товары на уровне более 30 % в годовом выражении по сравнению с ценами, установленными на 31 декабря 2022-го, а в случае отсутствия товаров на эту дату — на дату первого установления (формирования) цены в 2023 году.
infong@sb.bу