Работали до последнего
Командир звена учебно-боевой эскадрильи майор Андрей Ничипорчик и лейтенант Никита Куконенко выполняли плановый учебно-тренировочный полет на самолете Як-130. Коллеги говорят, что экипаж доложил об отказе СДУ (система дистанционного управления).— Они пытались до последнего выровнять самолет и увести его от домов частного сектора, а в конце уже центрили между домами. Попали. Работали до последнего, — рассказывают сослуживцы.
Местные, которые стали свидетелями падения самолета, тут же вызвали экстренные службы. Галина Лазовик в этот момент работала в огороде:
— Увидела низко летящий самолет, он прямо носом врезался в поле. Сразу взорвался. Люди вызвали пожарных. Дым был сильный.
Другой местный житель отмечает:
— Летчики — настоящие профи и настоящие герои, потому что смогли провести самолет между домами.
Жители Барановичей через три часа после трагедии установили мемориал у храма Жен-Мироносиц. Местные несли туда цветы и свечи, чтобы почтить память погибших. Вчера по ним состоялась панихида.
— Эскадрилья — это семья, — говорит замеситель командира звена Владимир Рышкевич. — Для нас они не погибли, а улетели и не вернулись…
— Мы должны понимать, что это подвиг. По сути, они могли спокойно катапультироваться, но решили спасти жизни людей, — сказал другой сослуживец.
Расследование под контролем Президента
Александр Лукашенко выразил глубокие соболезнования семьям погибших летчиков и держит на личном контроле ход расследования крушения самолета в Барановичах. Об этом сообщила пресс-секретарь Президента Наталья Эйсмонт.До поздней ночи на месте аварии работали следователи, военные и сотрудники МЧС. Ближе к вечеру к ним подключились коммунальные службы, так как повреждены окна в трех многоквартирных домах, в двух индивидуальных.
— Было проведено полное обследование зданий и сооружений, расположенных вблизи места падения самолета. Специалисты установили, что угрозы строениям нет, — говорит председатель Барановичского горисполкома Юрий Громаковский. — Как только стало известно о трагедии, на всякий случай была предусмотрена возможность расселения людей в гостиницы города, обеспечение их горячим питанием. Однако это не понадобилось.
Во время падения самолета пострадал местный житель: у мужчины диагностирован перелом предплечья. Он госпитализирован, ему оказана вся необходимая медицинская помощь.
— Хочу еще раз выразить соболезнование родным и близким погибших, — сказал Юрий Громаковский. — Они совершили действительно геройский поступок.
В деструктивных чатах, однако, после трагедии в Барановичах порой стали появляться комментарии, которые иначе как плясками на крови не назовешь. Разве укладывается в нормы морали, когда радуются смерти летчиков, которые ценой своих жизней отвели падающий самолет от жилых домов. И как можно назвать тех, кто глумится над их смертью?!
Кто они, наши герои?
Никита Куконенко с детства мечтал стать летчиком. Его курс в Военной академии на авиационном факультете был экспериментальным. Если раньше будущие пилоты изучали учебно-тренировочные Л-39, то Никита с товарищами освоил и Як-130. Сначала с инструктором, а потом и самостоятельно. В январе нынешнего года телекомпания «ВоентТВ» сняла сюжет о молодом офицере.— В конце учебы я очень уверенно себя чувствовал в самолете, знал, что делать, — рассказывал Никита. — Мне нравился Як-130: маневренный, скоростной, многофункциональный. Я хотел управлять этой машиной, а потом понял, что она многое может делать в воздухе. Ты испытываешь чувство свободы, полета.
Между собой летчики этот самолет называют «летающий компьютер». В планах на 2021 год было доказать свое мастерство — стать летчиком третьего класса. В сентябре парню исполнилось бы 23 года…
Андрей Ничипорчик пошел в авиацию по стопам отца, стоявшего у основания пилотажной группы «Белая Русь». Она входит в состав 206-го центра подготовки летного состава в Лиде.
Боевые задания любой сложности, в любое время суток, при любых погодных условиях мог выполнять летчик первого класса Андрей Ничипорчик. Он владел управлением таких самолетов, как Як-52, Л-39, Су-25, Як-130, был награжден медалью «За безупречную службу». Не раз участвовал в воздушных парадах и демонстрационных полетах, а также в военных учениях в Беларуси и за рубежом.
С 2016 года Ничипорчик работал инструктором, он готовил к полетам на Як-130 молодых пилотов, в том числе участвовал в выполнении сложного элемента летной подготовки — посадки на аэродромный участок дороги самолета Як-130.
Как отметили в пресс-службе Минобороны Беларуси, на авиабазе Ничипорчика знали как терпеливого и внимательного инструктора, любящего небо и курсантов. В свой последний полет 33-летний инструктор отправился с одним из них. У погибшего осталось трое детей…
25 лет спустя
Ценой своей жизни спасти других… Подвиг Никиты Куконенко и Андрея Ничипорчика напомнил другие события.Май 1996 года. Барановичский район. Владимир Карват выполнял учебно-тренировочный полет. Но в воздухе произошло ЧП и он до последнего уводил горящую машину от деревни Арабовщины. Спустя четверть века в роковые минуты так же поступили два других летчика. Они тоже в первую очередь думали о других.
Проявили беспримерное мужествоyankovich@sb.by
Президент выразил глубокие соболезнования родным и близким летчиков, погибших при крушении военного самолета в Барановичах: «Сегодня мы все скорбим. Мы потеряли героев, которые поставили жизнь своих соотечественников выше собственной. Проявив беспримерное мужество, майор Андрей Ничипорчик и лейтенант Никита Куконенко отвели падающий самолет от жилых домов, предотвратив многочисленные жертвы. Нет слов, способных смягчить горечь утраты для родных и близких. Но есть память, которая вместе с этой болью и бесконечной благодарностью за подвиг навсегда останется в наших сердцах».