Команда провалила начало сезона, а в итоге смогла занять второе место в турнире. И главная заслуга в этом принадлежит российскому тренеру Сергею Ташуеву, который принял команду в непростой для нее период и сумел не только привести ее к «серебру», но и обеспечить ей право участвовать в квалификации Лиги Европы в будущем сезоне. В эксклюзивном интервью «СОЮЗу» Ташуев рассказал о том, с какими трудностями он столкнулся, сравнил белорусский чемпионат с российским и признался, что в Беларуси он уже полностью обжился.
Сергей Ташуев: В Беларуси интересный чемпионат, клубы ставят амбициозные задачи.
— Сергей Абуезидович, как удалось привести «Шахтер» к такому результату?
— Я не в первый раз принимал команду, когда она находилась в нижней части турнирной таблицы, а потом поднимал ее наверх. Такое было и в «Краснодаре», и в донецком «Металлурге», который, когда я пришел, был на 15–м месте, а в итоге мы поднялись в зону Лиги Европы. Так что опыт уже имелся, был план работ — мы четко представляли, что делать. Нужно было увеличить интенсивность игры, усилить нагрузки на тренировках — конечно, без издержек в виде травматизма, дозированно. Меняли схему, меняли направление игры в сторону атаки, работали над прессингом — строили команду такой, какой я хотел ее видеть.
— Как вообще возникло предложение от «Шахтера»? На тот момент были ли у вас иные варианты продолжения карьеры?
— Варианты были, прежде всего речь о двух клубах Футбольной национальной лиги, которые ставили задачу пробиться в Российскую премьер–лигу. А параллельно появилось предложение «Шахтера». Я два раза съездил в Минск, пообщался с руководством клуба, увидел, что есть амбициозные планы. К тому же «Шахтер» стабилен финансово, активно развивается клубная инфраструктура, в 2020 году должен быть построен новый стадион, это тоже немаловажно. Это оказался интересный вызов, здесь есть возможность максимально себя реализовать.
— Можете сопоставить белорусский чемпионат и российский? В чем их особенности, сходства и различия?
— Понятно, что уровень российского чемпионата повыше, прежде всего в плане набора исполнителей. Но там и много сильных команд, которые постоянно борются за лидерство. В то же время, если взять представителей средней, нижней части турнирной таблицы — к примеру, «Анжи», «Енисей», «Уфу», то я бы не сказал, что наши команды, занимающие восьмое–десятое места, значительно слабее. В целом в Беларуси интересный чемпионат, приезжают сильные иностранцы, клубы ставят амбициозные задачи, как «Динамо» из Минска или их брестские одноклубники. Следующий сезон обещает быть очень интересным.
— Футболисты белорусской Высшей лиги достаточно часто уезжают в Россию. Чем Российская премьер–лига может быть привлекательна для белорусских футболистов?
— Российское первенство привлекательно в финансовом плане, а также с точки зрения инфраструктуры, в чем большая проблема белорусского футбола. Некоторые матчи мы вынуждены проводить не на полях, а на, скажем так, площадках. «Шахтер» за весь чемпионат выиграл лишь один матч на синтетике — в предпоследнем туре против «Смолевичей», и это была, надо сказать, очень качественная синтетика. Так что одна из проблем — это поля, а другая проблема — клубы, которые допускаются к лицензированию Высшей лигой без стадионов, детских академий, инфраструктуры. Нужно более строго подходить к этому.
— Хочу сместить акценты и спросить лично о вас. Вы обжились в Беларуси? Насколько вам там комфортно?
— Прежде всего у меня мама белоруска, так что я и сам наполовину белорус (смеется). В целом страна для проживания комфортная, здесь очень спокойно, люди приятные. Я работаю и получаю удовольствие от творчества в своем процессе. Амбиции и финансовая составляющая имеют значение, но очень важно, когда никто не мешает работать, творчески, профессионально и аккуратно подходить к делу. Это успокаивает, и этого давно хотелось. В России я прошел случаи, когда делал классные команды, выводил их в премьер–лигу, а в итоге получал удар в спину. А сейчас я нахожусь в очень спокойных условиях.
— Раз у вас есть возможность спокойно работать и строить команду, расскажите, как вы планируете усилить ее к новому сезону? На какие позиции предполагается приобрести новых футболистов?
— У нас, конечно, были проблемы с составом. В октябре–ноябре у нас постоянно выходили одни и те же 10–12 человек и играли «на жилах», некоторым приходилось играть и вовсе на уколах. Не было обоймы, слишком велика оказалась разница между основой и резервом. Сегодня необходимо создать боеспособную команду, чтобы на отдельные позиции было по два человека, пусть и равноценных. А задачи никто не отменял — это и Кубок, и чемпионат, хотим пройти как можно дальше в Лиге Европы.
— Глядя со стороны на белорусский чемпионат, можно выделить шесть команд, которые по определению борются за лидерство: это БАТЭ, «Шахтер», минское и брестское «Динамо», «Витебск» и «Торпедо–БЕЛАЗ». А все остальные просто сражаются за то, чтобы финишировать как можно выше. Действительно ли есть такое четкое разграничение в турнире?
— На сегодняшний день эти шесть команд действительно лучше остальных по составу. Но и другие кусаются, отнимают очки у лидеров — «Городея», «Ислочь». Молодые мальчишки из ФК «Минск» тоже могут удивить. По сути, так же, как и в России: есть группа лидеров, а есть группа команд, которые бьются между собой, но могут огорчить более сильных соперников. К примеру, недавно «Анжи» вдесятером победил «Зенит». И подобное происходит практически в любом чемпионате.
Данила Жиляев
zhilyaev@rg.ru