Белорусская оппозиция без прикрас — интервью с беглой, вернувшейся в Беларусь

О деньгах и терроризме

Белорусская оппозиция — взгляд изнутри

Телеканал ОНТ презентовал интервью Ольги Тишкевич, бывшего руководителя регионального отделения одной из оппозиционных «партий». Первая часть откровений вернувшейся на родину змагарки уже опубликована в номере «СБ» за 31 июля. В частях два и три Тишкевич продолжает рассказ о деньгах и способах их заработка, а также о планах нападения на Беларусь, которые вынашивают беглые.

К слову, забугорная оппозиция уже отреагировала на интервью бывшей соратницы.

В основном верещат, что Тишкевич обманом заставили вернуться в Беларусь, а потом угрожали и пытали, чтобы интервью дала. Хотя женщина рассказала, что сама спокойно купила билет и прилетела в Минск, и даже готова продемонстрировать свой билет всем желающим. Но до змагаров никакие доводы не доходят — завлекли, пытали‑истязали, поэтому все рассказанное неправда. Это они себя больше успокаивают. Иначе придется же признать, что бывшая соратница говорит правду, а она ох какая неприятная для беглых.

Но было объяснение появления Ольги в эфире ОНТ, которое уверенно победило в номинации «Глупее не придумаешь». Одно из «независимых СМИ» зацепилось за то, что «партия «Народная Грамада», руководителем регионального отделения которой «трудилась» Тишкевич, не была зарегистрирована. Значит, сделало глубокомысленный вывод «независимое», партии… вообще не было. И ее регионального отделения тоже. Поэтому Тишкевич не могла быть его руководителем и вообще к оппозиции Ольга не имеет никакого отношения.

Если исходить из этой логики и отталкиваться от количества зарегистрированных оппозиционных партий, то кто там тогда из‑за границы скулит о своей «барацьбе и перамогах»? Вас же нет и никогда не было.

О деньгах и способах их «заработать»

В своем интервью Ольга Тишкевич рассказала о стандартных и не очень схемах зарабатывая денег, которые приняты в среде змагаров. Первый и самый простой способ — гранты от иностранных фондов и организаций.

Например, «Грамаду» и лично ее нынешнего руководителя Евгения Вильского финансирует некоммерческая американская организация IRI (International Republican Institute), созданная Республиканской партией США для «оказания странам помощи в построении демократии». Саму IRI финансирует госдеп, агентство США по международному развитию и американский фонд за демократию (NED), который работает с белорусской оппозицией аж с 1997 года.

IRI переводит деньги напрямую Вильскому или на счета «Грамады», а потом в фонд высылаются липовые отчеты. Например, по словам Ольги, ей нужно было расписываться в документах за определенную сумму, но получать на руки в разы меньшую.

Точно так же донору предоставлялись липовые документы о проведении мероприятий, на организацию которых якобы были потрачены определенные деньги. В реале же на выделенные средства покупалось то, что иностранные спонсоры могли не одобрить, например спиртное. По финансовым отчетам оно, конечно, не проходило. Ольга, кстати, подчеркивала, что дружба с алкоголем в рядах змагаров не такое уж редкое явление. Можно добавить, что не только с алкоголем — беглые и не скрывают, что дружат с наркотиками, причем не видят в этом ничего плохого.

Разводили IRI и на изготовлении рекламной продукции, в частности мерчей, которые продавались на оппозиционных мероприятиях. Количество изготовленного в документах завышалось, а деньги, вырученные от продажи, якобы шли, например, на покупку пикапа для члена «Грамады», воюющего в Украине. Но Вильский откровенно и не особо стесняясь клал большую их часть в собственный карман.

Описала Тишкевич и другой, более мудреный способ заработка. Тот же Вильский зарегистрировал в Литве некоммерческую организацию, в которую «брал на работу» белорусов, а литовцы его организации за трудоустройство мигрантов доплачивали. Дальше по стандартной схеме — деньги перетекали в карманы и на счета руководителя «Грамады». Перепадало и рядовым сотрудникам, но суммы были значительно скромнее.

О терроризме и планах нападения на Беларусь

Тишкевич также поведала, что у члена «Грамады» Олега Дорошкевича была идея заразить земли Беларуси радионуклидами при помощи дронов. Дорошкевич — бывший сотрудник Института биоорганической химии НАН Беларуси, поэтому он хорошо понимал, что планирует. К реализации этой идеи подключился и Юрий Косач (псевдоним Литвин), который собирает помощь для воюющих в Украине белорусов.

Однако идею Дорошкевича о доставке радионуклидов при помощи дронов Косач раскритиковал и поехал в Каунас на авиазавод, чтобы договориться о возможности использования сельхозавиации для доставки отравы на территорию нашей страны. Пробные испытания планировалось провести на территории Украины. По словам Ольги, Дорошкевич так и не оставил своих идей навредить Беларуси и продолжает контактировать с литовскими военными.

Не только «Грамада» бредила идеей нападения на Беларусь. Планировалось нанесение с территории Литвы ударов по приграничным районам нашей страны при помощи дронов. Об этом Тишкевич узнала от Павла Белютина, бывшего члена вильнюсской «Хоругви» и «Грамады». Тот боялся, что его «посадят в Литве за терроризм» и утверждал, что Валерий Сахащик (ранее был представителем вильнюсского офиса по обороне и национальной безопасности и поддерживал тесные связи со спецслужбами Польши) говорил правду, когда рассказывал о готовящейся атаке дронами по Беларуси. Белютин утверждал, что оппозиция закупила 20 дронов и планировала нанести удар по Белорусской АЭС. Один из дронов Ольга даже видела в квартире, которую снимал Белютин.

Идея с атакой дронами возникла после приезда в Польшу специалиста по управлению дронами из Украины. Он и предложил «Хоругвям» в Польше и Литве переключаться на подготовку по управлению дронами.

Литовская и польская «Хоругви» являются структурными подразделениями военизированной экстремистской организации «Посполитое рушение». Прошедшие подготовку участники организации из числа беглых, студентов, обучающихся за рубежом, членов белорусской диаспоры должны вернуться в Беларусь и сформировать в стране подготовленные группы для ведения диверсионной, террористической и агентурной работы.

Тишкевич по настоянию Вильского также вступила в члены формирования «Литвины», которое на территории Литвы занимается тактической и медицинской подготовкой белорусов для заброса их в составе диверсионной группы на территорию Беларуси. Ольга попала в группу после того, как Вильский организовал поход в тир и она показала там неплохие результаты в стрельбе.

«Литвины», «Хоругви» и вообще белорусская оппозиция трудится под чутким кураторством департамента госбезопасности Литвы (ДГБ). Ольга утверждает, что беглых заставляют стучать друг на друга, делать аудиозаписи разговоров, собирать информацию. Причем сами змагары якобы в курсе, кто сотрудничает с ДГБ, и эти люди не пользуются уважением. Хотя там вообще некого уважать: все так или иначе сотрудничают со спецслужбами разных стран и стучат на соратников на постоянной основе — это привычное дело для белорусской оппозиции.

Все хотят домой

Ольга так охарактеризовала обстановку в беглой оппозиции: «Там ощущение, как будто ты попал в сумасшедший дом. Там не такой мир, он ненормальный. Люди, которые, как наркоманы, накачаны информационно, совершают какие‑то действия и против Литвы, и против Беларуси. То есть я побывала в сумасшедшем доме, такая там аура». Очень четкое описание психического, да и физического состояния здоровья беглой белорусской оппозиции.

В интервью Тишкевич утверждает, что абсолютно все змагары мечтают вернуться в Беларусь. Еще бы они не мечтали. Жизнь‑то за границей у них оказалась очень неочень, и она сильно контрастирует с тем, что было в Беларуси. Поэтому и живут беглые только злобой и склоками, пытаясь уничтожить друг друга, ­присо­саться к источнику финансирования и продаться подороже, не важно кому, лишь бы за деньги. Потому что голодно и неустроенно там у нашей беглой оппозиции, несмотря на то, что уже не один год прошел. И становится только хуже.

Кстати, Ольга Тишкевич, прежде чем купить билет на самолет и вернуться в Беларусь, зашла на сайт Генеральной прокуратуры и написала обращение в Комиссию по рассмотрению обращений белорусов, находящихся за рубежом. Ответ пришел достаточно быстро, и вот Ольга уже дома и даже записалась на курсы — будет осваивать новую профессию, работать и жить как нормальный человек.


В отличие от тех, кто остался и продолжает в бессильной злобе планировать теракты и бредить перспективами триумфального возвращения в Беларусь. Триумфального точно не будет, но вернуться шанс еще есть — комиссия продолжает работать. Стоило бы задуматься.

Все части интервью с Ольгой Тишкевич можно посмотреть здесь 

krasovskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter