Александр ЛУКАШЕНКО:
— Необходимо обеспечить справедливое отношение и создать равные возможности для получения образования в высших учебных заведениях для всех поступающих. При этом вступительная кампания в вузы не должна быть лотереей или удачным стечением обстоятельств для отдельных абитуриентов. Задача государства — предоставить молодежи наиболее широкие возможности для профессионального становления и развития в Беларуси.
2 декабря 2022 года на совещании по вопросам совершенствования вступительной кампании в вузы.
«Задания были не слишком сложные»
28 января… В столичном БГУ пишут РЦЭ более 1800 выпускников. Ребят из 28 средних школ и 9 гимназий распределили между пятью факультетами. Старт в 11:00. Но школьники стали собираться заранее. Среди них выпускница 20-й гимназии Анна Рак. Вместе с одноклассниками их собрали в 08:20. После того как организаторы сверили все данные, сопровождающие учителя отвели подопечных в аудитории. Там им дали вытащить номер, который определил, где кто будет сидеть. После всех этих действий в запасе осталось еще 40 минут.Известно, что математика стала самым массовым предметом на РЦЭ по всей стране. Среди сдававших была и Анна. Уже после того, как экзамен завершился, девушка поделилась впечатлениями:
— Задания были не слишком сложные. Если уделять должное внимание подготовке, то можно надеяться на неплохой результат.
Борис Овечко из 27-й столичной гимназии тоже писал математику. К экзаменам парень готовится самостоятельно, занимается по 2—3 часа в день. Родители репетиторов не нанимали. Единственное, в гимназии есть дополнительные занятия по математике, где готовят к ЦЭ и ЦТ. Вот на них Борис ходит.
В целом испытания прошли довольно спокойно. Ориентироваться в корпусах университета школьникам помогали волонтеры-студенты. А поддерживали боевой настрой учащихся свои же педагоги. К слову, только из 52-й средней школы сопровождающих учителей было около десяти. Как рассказала директор школы Оксана Цуран, предварительно между педработниками, задействованными в РЦЭ, создавался чат.
— Это помогло координировать все действия. И так как наши одиннадцатиклассники сдавали разные предметы, испытания проходили в разных корпусах БГУ. Но благодаря мессенджерам мы могли оперативно получать информацию и быстро реагировать по любым вопросам. В результате не возникло ни одного форс-мажора. Но здесь важен еще один момент: накануне каждый педагог прошел инструктаж, изучил необходимую информацию. У них сформировалось четкое понимание по каждому этапу процесса. Наша задача была следующей: ребенок должен был видеть абсолютно спокойного и уверенного в себе взрослого и понимать, что все под контролем.
Подготовительная работа дала эффект
Сейчас на всех уровнях продолжается подведение итогов репетиционного ЦЭ. Директор Чернавчицкой средней школы Татьяна Синявская рассказала вот что:— Изначально был издан приказ о создании комиссии по регистрации и обеспечению участия школьников в репетиции централизованного экзамена, где за каждым педагогическим работником закреплялись конкретные функции. Например, кто-то занимался регистрацией одиннадцатиклассников к РЦЭ, кто-то отвечал за подготовку документов, кто-то сопровождал учеников в день экзамена. Затем был утвержден список участников РЦЭ и предметы, которые они выбрали для сдачи. Данную информацию мы предоставили в пункт сдачи. Эта важная работа показала свою эффективность.
В день экзамена выпускники собирались в школе в 08:30. После легкого завтрака школьный автобус к 09:30 отвез их в Брестский университет им. А. С. Пушкина.
—В университете было определено место ожидания своего класса для тех ребят, которые первыми справились с заданиями, также была возможность сходить в столовую. После того как все наши дети написали экзамен, сопровождающие педагоги собрали их, посадили в автобус и отвезли домой, в Чернавчицы.
Необходимая корректировка
И хотя в глобальном плане репетиция показала, что система образования готова к проведению итоговой аттестации выпускников, некоторые шероховатости все же имеются. Чтобы их увидеть, на РЦЭ присутствовали более 150 наблюдателей. Помимо этого, в пунктах сдачи работали представители Комитета государственного контроля. С учетом всех поступивших предложений в Минобразования детально разобрали все недочеты. Один из них — доставка школьников. Получилось так, что все выпускники приезжали к пункту сдачи в одно и то же время, а это становилось порой причиной столпотворения на входе. Чтобы избежать такого в будущем, планируется разработать графики прибытия для школ.Также были разные мнения и относительно логистики. Во время РЦЭ отрабатывали сценарий, когда детей собирали в школе, и вместе с сопровождающим педагогом они либо на общественном транспорте, либо на школьном, или заказном автобусе ехали в пункт сдачи экзамена.
— Было предложение разрешить самостоятельный подъезд учащихся к местам проведения экзамена в том случае, если ЦЭ проходит на базе учреждений образования в крупных городах, — рассказывает начальник главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Мария Киндиренко.
Однако принято решение, что во время итогового ЦЭ сохранится механизм централизованного подвоза выпускников. А вот по поводу возвращения домой есть изменения.
— Нет необходимости держать в пунктах сдачи учащихся после того, как они закончили писать свою работу, чтобы организованно доставить всех домой, — отметила Мария Киндиренко.
Однако есть одно условие. Чтобы у ребенка была возможность добраться домой самостоятельно, родителям нужно об этом заранее позаботиться и предоставить классному руководителю соответствующее письменное заявление.
Ходили разные суждения и на тему, надо ли перед экзаменом кормить ребят. Ведь в стрессовом состоянии неизвестно как отреагирует организм школьника на ту или иную еду. Тем не менее решено, что поддерживающий паек нужен. В него войдут чай, булочка или печенье. Если не съест в школе, то может взять с собой. Также во время ЦЭ будут работать буфеты. Их услугами смогут воспользоваться и педагоги, находящиеся там в ожидании своих учеников, и сами участники экзамена, которые уже справились со своей работой.
Репетиция ЦЭ открыла еще одну проблему. Некоторые дети по забывчивости не взяли паспорта. Хотя в Инструкции по проведению централизованного экзамена четко прописано, что документами, позволяющими ребенку войти в пункт проведения ЦЭ и в дальнейшем начать выполнение экзаменационных заданий, являются пропуск и паспорт. И если 28 января такую оплошность школьникам простили, в мае эта норма будет действовать безукоризненно.
Независимая форма аттестации
До итогового ЦЭ осталось пару месяцев. Выпускники уже должны определяться с предметами, которые будут сдавать в мае. Параллельно они готовятся и к ЦТ. Нюансы обсудили с директором Национального института образования Валентиной Гинчук.— В чем преимущества того, что ЦЭ схож с ЦТ по форме проведения?
—Во-первых, централизованный экзамен совмещает в себе выпускной и вступительный. Во-вторых, это освобождает школьников от подготовки к разным формам испытаний. До этого года учащиеся 11-го класса сдавали выпускные экзамены по белорусскому или русскому языку в форме изложения, по математике — в форме контрольной работы, по истории Беларуси и иностранному языку — в устной форме по экзаменационным билетам. А затем для поступления в учреждение высшего образования — три вступительных экзамена в форме ЦТ, в том числе по русскому или белорусскому языку. Очевидно, что с введением ЦЭ снижается учебная нагрузка на выпускников средней школы.
— Насколько новшества помогут объективно оценить знания детей?
— До введения ЦЭ выпускные экзамены за курс средней школы одиннадцатиклассники сдавали в своем учреждении образования. Принимали экзамен педагоги, которые учили их в течение нескольких лет. При всем стремлении к объективности учитель-экзаменатор оценивал наряду с образовательными достижениями выпускников и свою работу. ЦЭ, как и ЦТ, будет внешним по отношению к учреждению общего среднего образования. Это будет независимая форма итоговой аттестации.
—Что предлагают ребятам школы дополнительно в плане подготовки к предстоящей проверке знаний?
—В учреждениях общего среднего образования традиционно организуется системное повторение ранее изученного учебного материала. Также можно использовать обобщающие факультативные курсы по учебным предметам, учебные программы которых размещены на национальном образовательном портале. Там же есть методические рекомендации для учителей по составлению и оцениванию тестовых работ по математике, русскому и белорусскому языкам. На сайте РИКЗ размещен открытый банк тестовых заданий по этим учебным предметам. Получить целостное представление о тесте ЦЭ и ЦТ можно и во время репетиционного тестирования.
— Будет ли спрос на услуги репетитора? И реально ли подготовиться к ЦТ самостоятельно?
Я – сторонник самостоятельной подготовки учащихся к экзамену. Вижу в самом процессе подготовки важное условие формирования и совершенствования умения учиться. Это важнейшая компетенция современного человека. Считаю, что подготовка к выпускному экзамену – это испытание, которое выпускник средней школы должен уметь преодолеть самостоятельно. Да, это потребует от него силы воли, усидчивости, умения планировать свою работу и контролировать ее результаты. Но выпускник средней школы, освоивший эту компетенцию, будет более успешным во взрослой самостоятельной жизни.
Можно предположить, почему некоторые родители предпочитают нанимать для детей репетиторов. Во-первых, это модное поветрие. Во-вторых, некоторые взрослые уверены, что без помощи школьник не сдаст хорошо выпускные экзамены. Обращает на себя внимание факт: когда ребенок ходит к репетитору, родители начинают спрашивать с него более строго, ведь они деньги заплатили. Школьник обязан теперь все учить и знать. Но если бы родители спрашивали так за обучение в школе, то ребенок учился бы тоже старательно. В-третьих, некоторые отцы и матери не могут или не хотят уделять время собственным детям, например, проверять выполнение домашнего задания, подсказывать, как организовывать учебный труд.
Хочу подчеркнуть, что во все времена лучшей заботой о своем ребенке являлось формирование у него тех личностных качеств и компетенций, которые помогут ему быть успешным в самостоятельной жизни.
— Каким будет уровень сложности тестов?
—В тесте для проведения ЦЭ увеличилось количество заданий части В, в которых нужно самому конструировать краткий ответ. То есть сначала надо выполнить определенное решение, а ответкак результат этих действий записать в бланк. Часть А — задания с выбором правильного ответа из предложенных, — соответственно, уменьшилась.
У одиннадцатиклассников, сдававших обществоведение, мы спрашивали о сложности заданий и их соответствии содержанию учебных пособий. Ребята отмечали, что в их учебниках есть ответы на все вопросы тестов. Это очень важно. Подходы к структуре и уровню сложности заданий определены. Принципиальных изменений не будет.
Выборка показала
В Минобразования рассказали, чтобы сравнить, насколько результаты репетиции соотносятся с итоговыми отметками выпускников за вторую четверть, сформировали выборку из 4,4 тысячи одиннадцатиклассников. Сюда вошли учащиеся Минска, Витебска, Борисовского, Могилевского и Лидского районов. В среднем по всем учебным предметам у 28,82 % участников выборки результат по десятибалльной шкале полностью совпал со школьной отметкой. У 38,66 % — результат РЦЭ оказался хуже школьной отметки за вторую четверть, у 32,43 % — лучше.Результаты показали, что, несмотря на некоторое уменьшение уровня сложности экзаменационных материалов, тест не стал простым для большинства участников. При этом представленные на РЦЭ тестовые материалы остались сбалансированы по уровню сложности для проверки знаний всех учащихся (как сильных, так и слабых) и оказались доступны и выполнимы для всех категорий учащихся.
Повторение пройденного
Директор лицея БГУ Анна Чубарова отмечает, что у них есть курсы для подготовки к централизованному экзамену и тестированию. И поскольку специфика подготовки к ЦЭ не отличается от подготовки к ЦТ, то занятия совмещенные:— Для наших ребят они бесплатные. А вот выпускники других школ могут пройти эти курсы уже на платной основе. Стоимость обучения по одному предмету в весеннем семестре составляет чуть более 700 рублей. Занятие проходит раз в неделю по 4 академических часа.
Заместитель директора по учебной работе Боровлянской средней школы № 2 Зинаида Семенихина подчеркивает, что у них сформированы три профиля: физико-математический, филологический, химико-биологический. Помимо этого, есть факультативы, которые открывались в начале года с учетом запроса детей:
— Как правило, в 11-м классе все целенаправленно выбирают факультативы по тем предметам, которые им нужны для сдачи экзаменов. Ведь ребенок может не знать, в какой вуз или на какую специальность он будет поступать, но в каком направлении ему двигаться, как правило, многие начинают определяться с 9-го класса.
В большинстве своем на факультативах идет повторение программы. Но материал учителя подбирают с учетом того, что подопечные будут сдавать экзамены в формате теста. По сути, методика не поменялась, говорит Зинаида Семенихина:
— Ведь мы много лет готовим детей к ЦТ. Сейчас, так как выпускные экзамены приобрели иной формат, мы больше не делаем упор на написание изложения. Либо же по математике: если раньше в письменной работе нужно было расписать решение задач, то в тесте важна скорость получения конкретного результата. Поэтому мы готовим детей к тому, что надо уложиться во время и решить много заданий. То есть упор идет на переключение с темы на тему и получение быстрого и правильного ответа.
В ТЕМУ
Частные образовательные центры и некоторые репетиторы добавили в список своих услуг подготовку к ЦЭ. Так, один из центров предлагает экспресс-курс подготовки к ЦЭ по русскому. И поскольку предмет универсален и обязателен для сдачи в качестве выпускных экзаменов (либо же белорусский), то он актуален для большинства ребят. Длится курс два месяца, по три занятия в неделю. Менее интенсивная подготовка (по 2 раза в неделю) будет для новобранцев по всем остальным предметам. Здесь обещают подготовить и к ЦТ, и к ЦЭ. Занятие при обучении на одном предмете стоит 24 рубля, на двух предметах — 20.
КОМПЕТЕНТНО
Юрий Миксюк, директор Республиканского института контроля знаний:
— ЦЭ — новый опыт и для нас. Такой подход, когда одновременно сдаются все предметы, предъявляет определенные и технологические, и технические требования, требования к планированию, а также необходимость гарантировать информационную безопасность. На репетиционном централизованном экзамене сложности были связаны с тем, что задействовано очень много пунктов и участников, привлечено много педработников, которых необходимо было обучить, чтобы они обеспечивали строгое соблюдение всей процедуры экзамена.
Что касается проверки заданий, почему требуется больше времени, есть такая процедура — верификация. Она делается в интересах учащихся, поскольку программное обеспечение не гарантирует стопроцентное качество перевода рукописного текста в электронный формат. А верификаторы помогают машине разобрать «каракули» в бланке, удаляют оплошности, например, если абитуриент случайно чиркнул ручкой, чтобы компьютер не засчитал ему неправильный ответ.
yankovich@sb.by