Традиция тысячелетий
— Великий пост уходит корнями в апостольские времена, и уже тогда это была практика подготовки христианами встречи праздника Пасхи, то есть Воскресшего Христа. Однако пост в том виде, в котором мы придерживаемся его сегодня, сформировался не сразу. Известно, что до III века посты были разными по длительности — от 40 часов до 3 дней. Причем объяснялось это дословным пониманием фразы из Евангелия: «И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься». Ученики Христа понимали эти слова так: период от его смерти до воскресения — это как раз то время, когда учитель не был с ними. То есть время, когда был отнят жених. Поэтому и постились перед Пасхой, чаще всего коротким постом, но не вкушали пищу совсем, — говорит священник и преподаватель Минской духовной семинарии Иоанн Кононович.К V веку устанавливается традиция сорокадневного поста. Почему именно 40?
— Во-первых, это отсылка к тому, что сам Иисус ровно столько постился в пустыне после крещения. Во-вторых, на рубеже IV—V веков сложилась традиция крестить новообратившихся к церкви именно в Пасху. Перед праздником на протяжении 40 дней эти люди углублялись в христианство — читали Писание, усердно молились и постились. Со временем эта практика перешла на всех верующих христиан.
Непосредственно после 40 дней следует Страстная седмица — от Лазаревой субботы и до Пасхи. Каждый ее день именуется Великим и скрывает особый символизм, который напоминает о последних днях Христа на земле. В это время принято поститься еще строже.
От простого к важному
Если заглянуть в религиозные календари, то там непременно будут отмечены постные дни с пояснениями, когда можно вкушать рыбу, масло или вареную пищу. С понедельника многие СМИ стали публиковать постные рецепты. Рестораны и кафе по случаю обновили меню, добавив постные позиции.— Есть убеждение, что постная пища настолько невкусная, что ложку в рот брать неприятно. Но есть и вторая крайность, когда из формально постных продуктов (например, рыбы или икры) люди стараются сообразить такие изыски, какие и на праздничных столах не всегда бывают. В обоих случаях хочется спросить: в чем смысл? — задает риторический вопрос Иоанн Кононович. — В пост мы отдаем предпочтение простой и недорогой еде в первую очередь для того, чтобы сэкономленные средства и время тратить на благотворительность, добрые дела, помощь тем, кто в ней нуждается. Голод ради голода никакой пользы ни постящимся, ни их окружению не принесет.
Нельзя забывать, что церковный устав поста — идеал, к которому нужно стремиться. Он писался в первую очередь для монастыря.
— В нашей семинарии в будние дни поста ребятам подают рыбу. Эти послабления объяснимы: молодому растущему организму она необходима. По объективным причинам ограничивать себя в пище не могут больные, беременные и кормящие женщины, маленькие дети, люди, которые занимаются тяжелым физическим трудом, — замечает отец Иоанн.
Некоторые наблюдают, что чем меньше человек ест, тем раздражительнее он становится. Но только ли в еде дело?
— Вспомним апостола Павла: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем». Эти слова подчеркивают, что вовсе не отсутствие пищи в нас рождает раздраженность либо злобу. Ограничения лишь помогают проявиться реальному внутреннему состоянию человека, а не всецело формируют его. Если негатив был там изначально, то он только проявится, — говорит священник. — Не зря психологи в наши дни часто говорят о заедании стресса, когда все плохие эмоции, чувства, неудачи человек пытается скрыть чрезмерным употреблением пищи. Однако это не решает проблему и не помогает разобраться в причинах ее возникновения.
Отказываясь от обильной пищи, развлечений и некоторой суеты, христиане стремятся переключиться с материальных потребностей на духовные.
— Важная составляющая поста — чтение Слова Божьего, обращенного к нам. Верующие должны как можно чаще обращаться к Библии в любое время. В церковной практике перед Пасхой читают четыре книги Евангелия, но ежедневно ходить на службу в храм по понятным причинам получается не у многих. Поэтому важно постараться уделять время домашнему изучению Священного Писания, — подчеркивает отец Иоанн. — Не менее важно и наше слово, обращенное к Богу, — молитва. Если человек раньше никогда не постился, то не следует стремиться сразу охватить все. Лучше начинать с малого: не количеством, а постоянством. Молишься в обычные дни 5 минут? В пост попробуй 10. Небольшое усилие должно быть заметно самому верующему.
Третий важный момент — участие в таинствах исповеди и причастия.
— Только через покаяние человек способен стать лучше. Исповедь в этом деле помогает сделать первый шаг и признаться в своих злых помыслах и делах, — напоминает священник. — Многим знакома ситуация, когда в начале поста они полны сил и энтузиазма, но уже спустя пару недель это чувство притупляется, выполнять данные себе обещания становится сложнее. Как этого избежать? Православные верят, что Церковь — Тело Христа, поэтому причастие в определенной мере дает духовные силы христианину.
Внешние ограничения — лишь инструмент. Суть поста кроется в дополнительных усилиях для того, чтобы человек стал чуточку ближе к Богу, чтобы смог сосредоточиться на христианских истинах и пересмотреть свою жизнь в соответствии с ними.
По любви к ближнему, а не соблюдению устава
Пост — дело добровольное. Однако если лет 150 назад этой традиции придерживались повсеместно (в городах даже не шли театральные представления, а на богослужения по воскресеньям ходили практически все), то сегодня постящиеся в меньшинстве. Как быть верующему человеку, окружение которого не воспринимает его потребности всерьез?— Поститься можно в любых обстоятельствах. Причем в обществе, где подавляющее большинство — неверующие, это только внешне кажется более сложным. А на деле, наоборот, дается в некоторой степени легче. Человек в таких условиях будет более сосредоточен на внутренней работе с собой, ему проще отследить реальный результат. В обществе верующих может наступить некоторое расслабление в этом плане, — рассказывает отец Иоанн. — Приведу личный пример: я из воцерковленной семьи, поэтому даже когда учился в светском университете, соблюдал многодневные посты. Мои однокурсники знали об этом, поэтому в общежитии часто доверяли мне готовку ужина и спокойно отправляли жарить сало на кухню. Почему? Потому что точно знали, что не съем ни кусочка!
Одно из искушений людей, которые постятся, — желание отгородиться от других. Мол, они не поддерживают пост и нам на время лучше перестать общаться вовсе. Ведь наверняка перед многими вставал вопрос: пойти в гости к друзьям или родственникам, у которых на столе точно будет только непостная еда или отказаться от греха подальше?
— Стремясь соблюсти устав поста, не стоит забывать о другом, более важном проявлении христианства — любви к ближнему. Ваши ограничения не должны становиться причиной раздора в семье или с друзьями. Помните, что Господь говорил: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Но не по тому, что человек не ел мяса или яиц и стремился доказать всем, что поступает правильно, — говорит Иоанн Кононович. — К слову, священники благословляют своих детей есть в школе на обед то, что подают, включая мясо и молоко, дабы избежать ненужных конфликтов и не ставить собственных детей в ущемленное положение.
У ТЭМУ
Зараз Вялікі пост ідзе і ў вернікаў Рымска-каталіцкай царквы. Завершыцца ён Вялікаднем, які католікі ў гэтым годзе адзначаць 4 красавіка.
— Мэта посту — каб мы кожны дзень рабілі крок да Бога, — кажа генеральны вікарый Мінска-Магілёўскай архідыяцэзіі біскуп Юрый Касабуцкі. — Калі знешнія практыкі посту не будуць спалучаны з нашай унутранай працай, яны не будуць мець значэння для нашай душы і нашай веры.
У каталіцкай традыцыі пост прадугледжвае пэўныя абмежаванні ў ежы і забавах, вялікую ролю ў гэты час вернікі надаюць пакаянню і духоўнай працы над сабой, малітве і чытанню Слова Божага.
КСТАТИ
Как приучать к посту детей?
— Нужно начинать с объяснения, что пост — это не просто лишение чего-либо, а именно подготовка к празднику. Ограничения следует подбирать в соответствии с возрастом. Но главное — не забывать о духовном наполнении этих дней. Например, почитать вместе Библию, заняться благотворительностью или навестить пожилых родственников, — советует отец Иоанн. — Знаю много семей, которые во время поста ограничивают дома просмотр художественных фильмов, развлекательных передач или Youtube, убирают подальше гаджеты. Но не для того, чтобы накопить аппетиты и удовлетворить их после Пасхи. А чтобы освободить время для общения друг с другом.
kurak@sb.by
Коллаж Ольги АЛЕКСАНДРОВОЙ.