Недостроенный коттедж, в котором на детей обрушилась плита перекрытия.
Тщательную проверку сооружений–долгостроев и тех, что давно не используются по прямому назначению, но доступ к которым свободен, прокуратура провела после несчастного случая с детьми в Могилеве. Напомним, в ноябре 2017–го двое школьников забрались в частный недостроенный коттедж по улице Загородное шоссе, где на них обрушилась плита перекрытия («Почему эти стены смотрят в укор», «СБ» за 2 ноября 2017 г.). 9–летний Максим скончался на месте, 8–летний Денис — через 2 недели в больнице. УСК по Могилевской области возбудило уголовные дела «Причинение смерти по неосторожности двум или более лицам» и «Служебная халатность» в отношении ответственных работников Могилевского горисполкома. По словам официального представителя управления Следственного комитета по Могилевской области Оксаны Соленюк, причины трагедии все еще выясняются:
— Строительная экспертиза должна ответить на ряд вопросов, в числе которых — соответствовало ли качество плит перекрытия, силикатных блоков, арматуры в несущих конструкциях и прочих стройматериалов нормативам.
Увы, объект, на котором произошла трагедия, — не единственный опасный в области. И случай, когда дети пострадали на стройплощадках, — не первый.
Бывшая мельница представляет реальную угрозу для людей.
Начальник отдела по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов Могилевской областной прокуратуры Александр Стененков уточняет:
— Здание по улице Ковзана в Бобруйске в прошлом году дважды попадало в криминальные сводки. Сначала там приключился пожар, который учинили неизвестные, проникнувшие внутрь. А спустя 17 дней оттуда же «скорая» увезла в больницу 12–летнего подростка. Играл на стройке вместе с приятелями, забрался на 9–метровую высоту, поскользнулся, упал вниз. Итог: закрытая черепно–мозговая травма, перелом бедра. На следующий день после этого уже в Шкловскую больницу с закрытой черепно–мозговой травмой, закрытым переломом ключицы и травмой грудной клетки доставили 13–летнего мальчика, упавшего со второго этажа недостроенной пятиэтажки. А ведь у каждого из этих объектов есть хозяин. Тот, что на улице Ковзана, — на балансе Бобруйской поликлиники № 1. Тот, который на Шкловщине, — принадлежит закрытому акционерному обществу «Большие Славени». Этот объект к тому же имеет заключение «не пригоден к эксплуатации». Однако балансодержатели доступ к опасным зданиям не ограничили. Хотя Директива Президента № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» и статья 65 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» обязывают их следить за строениями.
Здание в Тупичино, где когда-то была школа, разрушается на глазах.
Реальную угрозу для окружающих представляют около 250 зданий, обследованных прокуратурой области. Кровля или плита перекрытия в них может рухнуть в любой момент. А ведь лишь 42 из них — бесхозные. Остальные — на балансе предприятий, исполкомов либо в частной собственности. Впрочем, судя по беспорядку, хозяева у этих объектов только формальные. Как, впрочем, и контроль за неиспользуемыми или строящимися объектами со стороны местных властей. К примеру, в частном секторе Бобруйска возводится коттедж, увидев который удивится человек, даже не сведущий в строительстве. Прямо посреди его крыши торчит бетонный столб ЛЭП! Казалось бы, грубейшее нарушение строительных норм очевидно. Но, видимо, не для всех. Никакой опасности в том, что опора линии электропередачи фактически находится в центре будущего жилого дома, не усмотрел ни застройщик, ни сотрудники отдела архитектуры Бобруйского горисполкома.
Александр Стененков отмечает:
— Горрайисполкомы, администрации районов обязаны регулярно проводить проверки пустующих, ветхих, аварийных и неэксплуатируемых зданий и принимать меры касательно их дальнейшей судьбы. Однако за весь прошлый год в поле их зрения попал лишь 31 такой объект, это всего 13% от общего числа. 5 строений решено было законсервировать, 12 — снести, строительство 7 приостановить из–за несоответствия санитарным правилам. И лишь на 7 объектов, представляющих потенциальную опасность, был реально ограничен доступ. Остальные аварийные строения так и стоят, не огороженные ни забором, ни даже сигнальной лентой.
По результатам вынесенных предписаний в некоторых районах уже начали делать работу над ошибками. Но какие конкретно выводы сделаны, сколько опасных строений законсервировано, а сколько снесено, станет известно в конце февраля — на координационном совещании, инициированном областной прокуратурой.
ЦИФРА
В 2017 году по предписаниям прокуратуры к дисциплинарной ответственности привлечены 84 управленца, в обязанности которых входил контроль за неиспользуемыми строениями и которые эту работу пустили на самотек. 3 из них должностей лишились. К административной ответственности привлечены 42 управленца. 37 оштрафованы на сумму более 6,5 тысячи рублей.
КСТАТИ
Больше всего аварийных строений в Могилеве — около 30, Горецком районе — под 50 и Мстиславском — 15. К примеру, на территории строящегося объекта «Гребной канал» на улице Златоустовского в Могилеве, который должны были законсервировать, есть открытые колодцы и люки. Опасно находиться рядом с разрушающимися зданиями бывших школы в агрогородке Тупичино Костюковичского района, хлебозавода в Краснополье, фермы в деревне Завережье Могилевского района, мельницы в селе Заполье Дрибинского района.
olgak53@mail.ru