В Беларуси сложилась национальная экономическая школа

Не деньги рождают идеи

При существовании значительных укрупненных экономических идей и моделей, а также различных их ответвлений у каждого вектора и трека есть свои приверженцы и противники. Как в экспертном сообществе, так и среди политиков. Но на деле теории остаются теориями, а на практике государства могут развиваться по двум схемам. Либо осознанно или интуитивно копировать практически до мелочей чьи-то наработки с той или иной целью. Либо развиваться по своему треку. И тогда практика вносит ряд корректив в самые стройные концепции. И модернизирует их, видоизменяет и дополняет, трансформируя в экономические модели, которые у каждой страны, на самом деле, уникальны и, в какой-то степени, неповторимы. Другой вопрос, что для формирования собственной модели необходима своя научная экономическая база, квалифицированное экспертное сообщество, способное сформулировать как фундаментальную основу национальной экономики, так и практические инструменты ее реализации. 

Фото из архива «СБ»

Ключевые направления развития белорусской экономической науки обсуждали в Национальной академии наук в рамках круглого стола «Белорусская экономическая школа: роль в современной экономической науке и перспективы развития». Надо отметить, что белорусская экономическая школа сформировалась. Был выпущен ряд фундаментальных научных трудов по социально-экономическому развитию Беларуси. Сконструирована национальная экономическая модель. Она не является статичной, у нее есть способности к модернизации и развитию. Но исходя исключительно из национальных целей и задач. 

Председатель президиума Национальной академии наук Владимир Гусаков отметил в своем выступлении: 

— Сегодня практически любая научная разработка требует экономического обоснования, а каждое научное исследование должно быть направлено на решение значимой народно-хозяйственной задачи. Благодаря тому что республика сохранила свою научно-инновационную инфраструктуру и в первую очередь Национальную академию наук, сегодня есть возможность опираться на собственные исследования, анализировать международный опыт, вырабатывать независимую научно обоснованную позицию, проводить национальную экономическую политику в соответствии с интересами белорусского общества.


Он подчеркнул, что проблем перед белорусской экономикой стоит достаточно много. И функция науки — находить их решения. В частности, одной из тем для глубокого изу­чения Владимир Гусаков обозначил создание системы эффективных стимулов для развития экономики как в целом, так и ее отдельных отраслей. Он отметил, что развитие — синергия инвестиций и стимулов. 

Инвестиционные капиталы, по большому счету, в стране есть. Конечно, как и любые ресурсы, финансовые тоже ограничены. Но свободные средства для запуска инвестиционных циклов имеются. Как есть и достаточно разветвленная система государственных преференций по широкому спектру направлений организации новых производств и модернизации старых. Но многие эксперты отмечают: есть дефицит качественных и прорывных проектов. И тут уже логично говорить о стимулировании творческого начала и желания рисковать (а любой инвестиционный проект несет в себе определенные неизвестности) у топ-менеджеров и в предпринимательском сообществе. Достаточно серьезный и актуальный вопрос. И, надо отметить, что какой-то иностранный опыт (независимо от региона) перенять в первозданном виде не получится. Поскольку на экономическое и инновационное поведение влияют не только экономическая модель и правовая среда, но и менталитет, культурные традиции, социальный генетический код. У каждого народа они уникальны и самобытны. Поэтому универсальных инструментов выстраивания стимулов и мотиваций не существует. Сформировать национальную концепцию — серьезная и многогранная научная и практическая задача. 

Конечно, сегодня мир переживает очень бурный геополитический период. И, несомненно, санкции влияют так или иначе на многие сферы жизни. Другой вопрос, что обмен идеями продолжается даже в условиях процесса фрагментации мира. Владимир Гусаков заверил, что связи с коллегами из других государств не потеряны. В большинстве случаев ученым пока удается подниматься над политическими штормами. В частности, Национальная академия наук продолжает сотрудничать с коллегами из более чем 80 государств. 

Председатель президиума Национальной академии наук отметил, что белорусская экономическая школа далека от догматизма. По его мнению, ключевым источником ее развития является академическая наука. Между тем, по его убеждению, в формировании белорусской научной экономической мысли очень важен плюрализм мнений. 

Единого мнения в науке не должно быть, — констатировал он. — Ученые могут придерживаться различных взглядов, но в ходе взаимодействия их воззрения «притираются» друг к другу. Важен дискурс и поиск консенсуса. 

Правда, Владимир Гусаков уточнил: белорусская экономическая школа работает на стратегическое развитие и перспективу исходя из интересов общества, чтобы результатом тех или иных экономических инноваций являлось повышение качества жизни всех граждан. 

По его мнению, в определенный момент в Беларуси слишком увлеклись иностранными теориями. Во-первых, их активно внедряли в образование и науку через механизмы мягкой силы. Во-вторых, в условиях глобализации Беларусь так или иначе была вынуждена прислушиваться к международным организациям, так как ключевой концепцией развития большинства стран была интеграция в мировую экономику. Другой вопрос, что даже в тех условиях наша страна подходила к этому процессу очень осторожно, вдумчиво и с учетом своих интересов. Собственно говоря, именно по этой причине Беларусь так и не вступила во Всемирную торговую организацию. Хотя могли достаточно быстро это сделать. Но тогда условия могли оказаться для нас весьма унизительными и невыгодными. Ведь это только в либеральной теории экономики крае­угольным камнем является свобода торговли. На деле же оказывается, что условия международной торговли в значительной степени формировались в интересах определенной категории стран. Кстати, немало присоединившихся к ВТО государств в последние пару десятилетий больше проиграли, открыв свои рынки, но не получив по разным причинам тех бенефиций, которые вроде бы просматривались во время переговоров о вступлении в организацию. 

«А кто устанавливал критерии для вступления в ВТО? Обсуждались ли правила функционирования организации на международном уровне? Например, в рамках ООН?», — вопросы Владимира Гусакова прозвучали поистине риторически. Точно так же есть вопрос: а что представляет из себя знаменитая либеральная модель? Как общества, так и экономики. У приверженцев либерализма есть очень много расхождений. Некоторые из них сформировались, так сказать, исторически. Еще на заре зарождения этой концепции. Ведь если рассматривать по сути, то классика либерализма отвергает как таковую демократию, предполагающую решения на основе мнения большинства, которое ущемляет позицию меньшинства. Существует бесконечное количество нестыковок. И, по большому счету, их не удалось предотвратить. По крайней мере, на практике. 

Тем не менее некоторые теории, эффективность которых далеко не всегда подтверждена на практике, весьма широко проникли в учебную литературу. И весьма глубоко. И тут контекст плюрализма переходит в плоскость доминирования тех или иных подходов. Этой проблемой занялись вплотную, и ведущими учеными формируется белорусская учебная и научная литература. Как отметил директор Института экономики НАН Денис Муха, зарубежный опыт полезно и необходимо изучать. Но преломлять его с точки зрения наших реалий. 

Заведующий кафедрой «Экономика и право» Белорусского национального технического университета Сергей Солодовников
убежден: экономические школы необходимо разделять по принципу объекта их исследования: изучаются реальные процессы в экономике или создаются идеальные виртуальные модели.
Белорусской экономической школе свойственен здоровый прагматизм. И, как отметил Денис Муха, сегодня у нашей экономической модели есть немало приверженцев как в Беларуси, так и за рубежом. Правда, самое главное, что экономические подходы нашли признание не только среди ученых, экспертов, исследователей, но поддерживаются большинством населения Беларуси, которое разделяет государственную идеологию, констатировал Сергей Солодовников. 

Правда, это, опять же, не значит, что не может быть дискурса по сложным проблемам. Поэтому Владимир Гусаков выразил надежду, что к формированию белорусской экономической мысли будет присоединяться максимально значительное количество ученых и экономистов не только из академической, но и из университетской науки, экономисты практики. Конечно, иной раз нет-нет да и возникает вопрос: смогут ли наши мыслители на равных соперничать с западными коллегами, на изыскания которых выделяют огромные средства? Однако, по убеждению Владимира Гусакова, финансовая составляющая является важной, но не самой определяющей в науке. Идеи, мысли, гипотезы рождают же не финансы, а ученые. 

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter