Единство. Высокое слово или внутриполитическая доктрина? Похоже, это наш победный аргумент: сохраним единство — сохраним свое лицо, суверенитет, государственность, нацию. А по‑другому как? Вокруг турбулентность. Под Брестом слышен лязг гусениц Abrams, не менее горячо на южных рубежах. Власти Варшавы, Вильнюса, Киева запугивают. Да ладно, соседи: враждебная риторика выдохнется, а мы им — стул и за стол переговоров. Но ведь им эти спичи присылают из‑за океана или Ла‑Манша. Лишь наша сплоченность, внутренняя и на внешнем контуре, даст понять бенефициарам: тщетно ломать перья для написания новых сценариев против Беларуси.
Борьба за право быть независимыми
Мы, белорусы, привыкли не назло кому‑то, а ради добра всем. Поэтому у нас такая объединительная риторика.Еще совсем недавно подшучивали: «А, бульбаши — абы не было войны». Сейчас это почти что общественная мантра для доброй части населения от Амура до Вислы, от Балтики до Черного моря. Да, мы за мир и в степях Украины, и в Нагорном Карабахе. Потому что войной мы насытились. Досыць.Кричат сердца белорусов, пульсирует генная память. Разве это нас не объединяет? Не всех? Тогда на экскурсию в Хатынь. В каждом районе она своя, и у всех общая — под Логойском.
Нас приучают задирать голову от восхищения шпилями европейских ратуш и американских небоскребов. Но мы помним, как склонять головы перед Иосифом Каминским. Не каждый выдержит этот взгляд непокоренного белоруса.
Пресытились. Нужен экшен. Мемориалов много. Хатынь — одна. Поэтому Президент поставил задачу: «Чтобы здесь сердце щемило». Справились. Сердце щемит. О подвиге — да! Но и о трагедии. Мы не стесняемся своей боли и своих слез. Пускай стесняются те, у кого на заседаниях «европляцов» самодовольная улыбка. Пускай Хатынь вспомнят. Как ценители Гете и Шиллера отправляли в Беларусь насильников и убийц под руководством Дирлевангера. Как в преддверии майданутых перемен снаряжали в Киев самых жестких и идейных бандеровцев со всей Канады, США и Европы. Как клеймили огненным следом наши земли украинские, латышские, литовские коллаборанты. А сейчас все тот же коллективный «демократизатор» создает карательные отряды диверсантов против теперешней Беларуси.
Весь этот театр смерти уровня Нейрона режиссировали и режиссируют западные арийцы, англосаксы. Сейчас они называют себя скромно — борцы за права. Так было всегда.
В шести залах хатынского музея создателям удалось вместить всю историю нашей борьбы за право быть белорусами. Каждый факт как выстрел. Прямо в сердце. Музей — это профилактика от политической онкологии: забвения истории и как следствие предательства будущего своей государственности.
Время действовать
Код единства — жить. Радоваться растущим детям и хлебу. И в век сохи, и сейчас, в век энергонасыщенных тракторов на пультах управления. Труд — это тоже код нашей ментальности. Нашего единства. Своим потом и упорным трудом из хат с соломенными крышами наши «хлапчукi з правiнцыi» добрались до космоса, до вершин внешнеполитического олимпа (подпись Громыко под уставными документами ООН), до олимпийских пьедесталов.Аист на крыше — мир на земле. Это еще один код единства. Гнездо аиста — это символ семьи, символ памяти и уважения к своему родному. Семья и традиционные ценности. Когда детям, а не себе. Когда вместо Хэллоуина — Радоница, вместо прайдов — «Дажынкi». Род. Родня. Родина. Это код нашего единства.
Что ни великие имена нашей истории первоначального периода, то просветители. Нет на теле белорусской нации родимых пятен Тамерлана или Чингисхана. Нет в нашем роду грабительских походов якобы с именем Христа. Если разобраться, не военачальники, а классики литературы стали идеологами нашей национальной идеи. Код единства — это образованность. Конечно, и наукой войны мы должны были овладевать. Неплохо получалось. Белорусский партизан дошел до Берлина, расписался под короткой, как выстрел, надписью «Брест — Берлин» и в свои мозолистые руки вновь взял орало. Есть чем гордиться. Только на мир мы смотрим не с небоскребов, не с башен и готических шпилей. Нет в нашем взгляде надменности. На мир мы смотрим с высоты Кургана Славы. Как рожь спеет. Наши уроки не для войны — для мира и созидания. Это код нашего единства.
Все соседи и те, кто ими управляет, должны понимать и чувствовать: белорусы — единый монолит. Гранит, которым оформлен наш Дворец Независимости.
Но сейчас мало понимать и недостаточно гордиться. Сейчас время действий. Надо быть патриотом во всем. Почему бы челлендж не организовать — «купляем беларускае». Потребительский патриотизм — это действенный способ поддержать свое. Свое государство, национальную экономику, свой завод. Кстати, родину прекращают критиковать даже космополиты с нашими паспортами. «Наелись» заморского. И продуктов, и реальности. А ведь было такое не раз. Сколько этих поворотов в истории. Достаточно свернуть с трассы Высокое — Слоним. Иди и смотри — на мемориал погибшим в Отечественной войне 1812 года. Помимо захватчиков наполеоновской армии, великой коалиции и русских богатырей, здесь покоятся и наши «тутэйшыя» предки, воевавшие за разные стороны. Всех их помирила или даже смирила родная земля. Так, может, давайте быть едиными не В родной земле, а твердо стоя НА родной земле.