В Украине бушует эпидемия кори, болезнь добралась до приграничного Чернигова. Впрочем, для инфекции, передающейся воздушно-капельным путем, границ нет. Ситуация у соседей заставила напрячься жителей приграничных регионов. Ведь в первые несколько суток симптомы кори можно спутать с простудным заболеванием — за это время болезнь легко можно привезти в Беларусь, даже не подозревая об опасности. Что, увы, похоже, и случилось — первый случай болезни зафиксирован в Волковыске. Как на белорусско-украинской границе ставят заслон кори, выясняла наш корреспондент.
Начальник поезда сообщает: заболевших в вагонах нет
В двух шагах от края
Уровень заболеваемости корью в Украине не падает. За предыдущую неделю заболели 783 человека, среди них 489 детей. Эти данные во время брифинга обнародовали в Центре общественного здоровья минздрава Украины.
Грустную информацию здесь никто не скрывает — записи видеоотчетов в общем доступе в сети. За восемь недель в Украине корью заболели 5839 человек, из них 3858 детей, почти 4 тысячи человек госпитализировали. К сожалению, не обошлось и без летальных исходов. С начала года умерли 7 человек — пятеро детей и двое взрослых. Одна из последних смертей особенно трагична, констатировал генеральный директор центра Владимир Курпита.
— В Одесской области умер новорожденный ребенок, проживший всего несколько часов. Во время беременности корью заболела мать, была госпитализирована, но через день самовольно покинула отделение.
Как известно, бушует болезнь в основном в Ивано-Франковской, Одесской, Закарпатской, Львовской и Черновицкой областях. Но случаи ее стали появляться и ближе к Беларуси. В Чернигове с начала года уже два. Информация взволновала гомельчан. Одно дело — Одесса, куда зимой редко кто катается, другое — центр соседней области, Мекка шопинга, буквально в двух шагах от границы. А вдруг поедешь за дубленкой в выходной, а привезешь какую-нибудь заразу?
Корь очень быстро передается воздушно-капельным путем
Чтобы узнать, насколько обеспокоены сами соседи, отправляюсь в Чернигов. Своей специализированной инфекционной больницы в области нет. Заболевших взрослых принимает инфекционное отделение, расположенное в небольшом здании в глубине территории черниговской городской больницы № 2. Рассчитано оно всего на 45 коек, а больше, по словам завотделением и главного внештатного специалиста управления здравоохранения Светланы Ворона, и не надо:
— Последний подъем заболеваемости кори у нас наблюдался где-то в 2012 году. По городу было около 70 заболевших. Тогда эпицентром вспышки стал юридический колледж. Там учится много парней 17—18 лет. Один из них поехал на зимние каникулы во Львовскую область, заразился от младшего брата. Инкубационный период — от 9 до 18 дней, в это время внешних проявлений нет. Он, не подозревая о болезни, возвращается. Они курсанты, одна казарма, один плац, одна столовая — механизм заражения реализовался. И до 2017 года случаев больше не было. Сейчас у нас лежат с вирусными гепатитами, рожистыми воспалениями, кишечными инфекциями. Мест хватает всем.
В 2017-м корь в Чернигов привез мужчина, работавший в Киеве как раз в сезон подъема заболевания. На счастье, заразить никого не успел. 29 января этого года поступила 24-летняя девушка. Живет она в Чернигове, играет в местном футбольном клубе «Легенда», но родом из Ивано-Франковской области, где провела три месяца у родни. Среднетяжелая форма задержала заболевшую в учреждении здравоохранения всего на неделю. Ее выписали, а за контактными лицами медики ведут наблюдение.
Такой-сякой, сбежал из дворца
Второй случай в Черниговской области тоже привозной. Из Одессы вернулся 19-летний житель поселка Березно. Его госпитализировали в Менскую центральную районную больницу, забрали из дома после звонка соседей. Но то ли принадлежность к цыганской национальности, то ли привычный асоциальный образ жизни напомнили парню о свободе. После оказания помощи из больницы он сбежал. В полицию о беглеце доложили, сейчас его ищут, а пока эпидемиологи обработали очаг инфекции, опросили и обследовали соседей. Еще у четверых детей из Менского района диагноз корь пока под вопросом.
На вокзале можно найти информацию о заболеваниях, бушующих в той или иной стране
Заседания Черниговского областного штаба по противодействию инфекции в последние дни проходят с завидной регулярностью. Основной причиной продолжающейся вспышки министерство здравоохранения Украины считает низкий охват плановой иммунизацией против кори среди детей, который по итогам 2016 года составил менее половины от необходимого количества. Бывало, желающим не всегда хватало вакцин. Начальник управления здравоохранения Черниговской областной государственной администрации Петр Гармаш последствия от прошедшего спада по вакцинации сравнивает с граблями, на которые наступили всей страной:
— Слишком популярным было антипрививочное движение. Многие родители писали отказы, боялись осложнений. Связывали это с низким качеством вакцин. А сейчас у нас ажиотаж, все бегут за прививками!
Петр ГАРМАШ
Смертельные случаи, наконец, заставили родителей прислушаться к врачам. В Черниговской области один из самых высоких показателей по привитым детям в стране. Дети до года вакцинированы на 97,8 процента, в возрасте 6 лет — на 95,1 процента. То есть коллективный иммунитет в наличии. Но предстоит еще наверстать то, что было упущено ранее. Дополнительную вакцинацию должны пройти дети, которые не получили ее вовремя. Жаль, для непривитых взрослых в учреждениях здравоохранения вакцина не предусмотрена, и в аптеках ее не найти.
Сейчас только 1—2 процента людей не желают проводить профилактические прививки, что гораздо меньше, чем в предыдущие годы. Но если вакцины против кори хватает, то иммунопрепаратами против полиомиелита и гемофильной инфекции, сообщили в пресс-службе управления здравоохранения, регион не обеспечен. Предполагается, что этот вопрос будет решаться постепенно.
За 20-минутную стоянку Елена ШПАК успевает обойти с тепловизором весь состав
Проблема есть и по гриппу. Первые случаи на Черниговщине уже зарегистрированы, а привит только 2251 человек. Более чем из миллиона проживающих в области...
Больной не пройдет
Жители приграничных регионов сочувствуют, переживают за соседей, но больше задаются вопросом: как не впустить корь или еще что-нибудь в придачу в Беларусь? Чернигов от Гомеля находится всего в 130 километрах. Пассажиропоток через границу внушительный: шопинг, родственные связи, туризм. На Гомельский железнодорожный вокзал из Украины зимой приходит 3—4 поезда, летом за счет любителей моря и солнца — в два раза больше. У Гомельского государственного центра гигиены и эпидемиологии работает санитарно-карантинный пункт «Гомель-Четный». Завотделом эпидемиологии Ольга Тульженкова обещает — ни один больной мимо не проедет:
— Санитарно-карантинный контроль проводится постоянно, независимо от эпидситуации, которая складывается в других странах. Ключевая роль — у проводников. Они ведь должны не только заботиться о комфорте пассажиров, но и следить за их здоровьем.
Система отлажена как часы. С проводниками проводят обучение перед устройством на работу, а после каждый месяц доводят актуальную эпидинформацию.
— Сейчас провели семинар по кори: признаки, алгоритм действий. Только вчера прислали информацию по сибирской язве, которая идет из Турции. Если проводник замечает подозрительного пассажира, он сообщает начальнику поезда, тот — на ближайшую станцию. Дальше в дело вступаем мы. Или организуем госпитализацию, или эстафетное наблюдение — сообщаем коллегам по маршруту следования пассажира.
Чем выше температура пассажира, тем краснее его силуэт
В поездах есть эпидукладки, куда помещено все необходимое — от специальных емкостей до дезсредств. Пока поезд не прибыл, проводник дезинфицирует помещение, изолирует больного, составляет списки контактных, чтобы в случае необходимости можно было организовать медицинское наблюдение и обследовать тех, кто с ним общался.
Помощник врача-эпидемиолога СКП Елена Шпак подтверждает: железнодорожники на страже эпидемиологической безопасности стоят стеной:
— Вот был период осложнения эпидситуации по лихорадке Эбола в африканских странах. У нас же многие через Москву летят. Звонит мне начальник 55-го поезда Москва — Гомель и предупреждает: «У меня три человека из Сьерра-Леоне!» Пока ехали, организовали им отдельное купе, отдельный санузел, наблюдение. Сообщали на протяжении всей дороги, что никаких признаков заболевания нет. С пассажирами в итоге оказалось все в порядке, но в таких вопросах лучше перестраховаться.
В Гомеле заграничные поезда встречают эпидемиологи. С Еленой Шпак мы спускаемся на перрон: прибыл поезд, курсирующий между Запорожьем и Минском.
— Жалоб от пассажиров не поступало, — докладывает начальник поезда Оксана Дубовик.
В составе пять вагонов, границу в это время года пересекает около ста человек. Елена Шпак приступает к следующему этапу проверки. Во время стоянки поезда пассажиров обследуют с помощью мобильного тепловизора. Под прицелом — абсолютно каждый состав, следующий из Украины. Маленький прибор напоминает фотоаппарат. Только вместо снимков — инфракрасное изображение. Достаточно направить прибор на человека — и на термограмме будут заметны малейшие отклонения температуры. Чем выше, тем краснее. Такие же приборы, кстати, есть и на автомобильных пунктах пропуска.
— Вы «зеленая», все в порядке, — успокаивает Елена.
С тепловизором в руках она методично обходит все вагоны. Поезд стоит чуть больше 20 минут, успеть осмотреть нужно всех. В большинстве случаев пассажиры испуганно округляют глаза, некоторые почтительно отодвигаются.
— А что вы с нами делаете?
— Бесконтактное измерение температуры.
— Ух ты, а ребенку так мерить можно? — смеется молодая мама.
Хотя она скорее бы воспользовалась обычным градусником, узнав, что стоимость такого «фотоаппарата» около 10 тысяч долларов.
Этот поезд чист, мы возвращаемся на санитарно-карантинный пункт. В основном к своему здоровью перед путешествиями пассажиры относятся внимательно. За прошлый год работники пункта «Гомель-Четный» проверили более 1000 поездов. С подозрением на инфекционное заболевание выявили шесть человек, из них двоих госпитализировали. Ольга Тульженкова листает специальный журнал, в который заносятся подобные случаи:
— Вот белоруска 1969 года рождения ехала из Киева. 29-летняя украинка направлялась из Одессы в Минск, от госпитализации отказалась. Еще одна украинка, пожилая, спешила в Минск к родственникам, в больницу тоже не поехала. Был один ребенок, четырехлетний. Поезд Одесса — Минск. Они ехали до Жлобина, здесь решили не высаживаться. Мы в таких случаях проводим эстафетное наблюдение: передаем информацию дальше по маршруту движения человека. В Жлобине семью уже ждали медики для проведения обследования и лечения. Во всех случаях, кстати, это был гастроэнтероколит.
Управление здравоохранения Черниговской областной государственной администрации
Примечательно, что по закону принудительно снять с поезда эпидемиологи могут пассажиров только с очень опасными заболеваниями вроде чумы или холеры. Если кто-то въедет с той же корью, придется уповать на его здравый смысл и инстинкт самосохранения.
Если же человек с подозрением на инфекционное заболевание движется из нашей стороны в Украину, эпидемиологи тут же предупреждают соседей.
— Звоним в медпункт в том же Чернигове, — говорит Елена Шпак. — Раньше было проще обмениваться информацией, актуальными цифрами. В Чернигове, Щорсе были свои СКП.
— Раньше — это когда?
— В 2012-м, тогда у нас были заключены с ними соглашения о сотрудничестве.
В те самые, «домайданные», времена.
Подушка безопасности
Александр Тарасенко
Если же вдруг корь из Украины все же просочится на территорию Беларуси даже под пристальным взором эпидемиологов, распространения она не получит, уверены в Гомельском областном центре гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья. Главный государственный санитарный врач региона Александр Тарасенко изучает последние цифры:
— Охват прививками против кори составляет более 97 процентов. Это способствует тому, чтобы в области сложилась спокойная эпидситуация. За последние годы зарегистрировано всего два завозных случая: в 2012 году — из Украины, в 2013-м — из России. Примечательно, что заболевшие не были привиты от кори.
Вспышка кори населению области не грозит. Однако лучше воздержаться от поездки за рубеж в эпидемически неблагоприятный регион, особенно если вы не привиты.
Корь очень заразна. Если неболевший или непривитый человек общается с больным, вероятность заражения близка к ста процентам. Поэтому у нас вакцинация против кори включена в календарь обязательных прививок. Система такая же, как и у соседей, оставшаяся еще с общего советского прошлого. Комбинированная прививка КПК — против краснухи, кори и паротита — делается в 12 месяцев и 6 лет.
Годовалый Ванечка вряд ли еще понимает, по какому серьезному поводу его к врачам привела мама. В филиале № 6 Гомельской центральной городской детской клинической поликлиники сегодня день КПК. Ребенок смело сидит на руках и спокойно смотрит на медсестру со шприцем. Видно, рука у той легкая, Ваня не реагирует даже на сам укол. Хнычет, только когда мама начинает одевать: столько внимания, а тут уходить надо! Мама Вани календарь прививок соблюдает строго — без разрешения родителей делать их врачи не могут. А случаи отказов бывают, не скрывает главный внештатный педиатр Гомеля Инна Чернышевич:
— Привито 97—98 процентов детей. Часть не может пройти вакцинацию по медицинским причинам, отказников крайне мало — около 0,5 процента.
За время своей работы Инна Викторовна от любителей выискивать теории заговора в интернете и общения с народными целителями наслушалась всего.
— Зачем специально заражать ребенка, он и так со всем справится! Мы месяц назад прививку делали, а сейчас ребенок жалуется на ножку, у него артрит и еще куча всего, чего в списке побочных и близко нет, — вспоминает врач. — Мое «любимое»: «А вы знаете, сколько человек умирает от вакцины?»
За 26 лет работы таких трагических эпизодов, к счастью, не было. Случаи серьезных осложнений крайне редки и возникают чаще от того, что в организме ребенка уже была скрытая угроза — индивидуальная реакция его иммунной системы. Повальной антипрививочной борьбы у нас в стране нет, маленький процент отказов не наносит угрозы коллективному иммунитету. Да и с мнительными папами и мамами активно проводят работу медики:
— Это нарушение прав ребенка на здоровую жизнь. Вы за него решаете, болеть ему или не болеть. С помощью иммунизации мы добились грандиозных успехов. Натуральной оспы уже сколько лет нет? А ведь это была страшная болезнь! Если мама считает, что ослабленный вирус или частичка вируса в вакцине нанесет вред ребенку, то что будет, когда он заболеет по-настоящему.
Вакцинацию здесь проводят импортным препаратом «Приорикс». Хватает его на всех белорусских детей и даже на соседских. Когда в Украине ситуация обострилась, а препаратов на всех не хватало, в 6-ю поликлинику стали приезжать жители Чернигова и Киева — уколоть ребенка хотя бы за деньги. Цена для иностранцев — 19 рублей 47 копеек. Небольшие деньги за жизнь и здоровье.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Юлия БОРОДУН, пресс-секретарь Минздрава:
— Непредвиденная ситуация произошла с пятилетним ребенком из Волковыска — он заболел корью. Пока источник инфицирования не установлен, но известно, что ребенок по воле родителей не был привит от этой болезни. Сейчас проводится полный комплекс санитарно-противоэпидемических мероприятий, в том числе и вакцинация против кори лиц, находившихся в контакте с заболевшим.
Ситуация по кори у наших соседей не может не вызывать тревоги. Зарегистрировано более 3 тыс. случаев заболевания в таких странах, как Украина, Румыния, Италия, Латвия, Польша. В большинстве случаев — около 60 процентов — в группу риска попадают молодые люди до 20 лет. Причем 80 процентов заболевших не были привиты от этой болезни.
В нашей стране плановые прививки против кори получили 98 процентов населения. Ситуация находится на постоянном контроле медиков.
valchencko@mail.ru
Фото автора и Ивана Кузменкова
В Украине только за прошлую неделю корью заболели почти 800 человек. Как на нашей границе ставят заслон опасному вирусу
На корь она нам сдалась!
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.