История фотографии известного белорусского художника Николая Киреева

На этюдах

В последнее время не так часто увидишь на природе художника, пишущего пейзаж или портрет. Сейчас многие живописцы ходят на природу не с тяжелым этюдником на плече, не с полотняным зонтиком, дающим тень и спасающим от дождя, а с фотоаппаратом. Оказался на природе, увидел что–то интересное, выразительное, запоминающееся — сфотографировал, а потом в мастерской можешь рассматривать, увеличивать–уменьшать, кадрировать и переносить на холст хоть понравившийся пейзаж, хоть портрет. Быстро, удобно, современно.

фото Евгения Коктыша.


На этом снимке Евгения Коктыша известный белорусский художник Николай Киреев. Есть в нем что–то задерживающее внимание, искреннее и честное, хотя и старомодное. Рассматриваешь с удовольствием и ностальгией, вспоминаешь свои пленэрные практики, холмы, дороги, реки, изменчивое небо, вкус ягод, собранных в траве и съеденных с ладони. Преподавателей, которых уже нет, однокурсников и тех, кого рисовал–писал. Иногда даже слышишь их голоса...

Вот во времена моей студенческой юности я и увидел одну работу Николая Киреева. Это был женский портрет. Даже помню место, где он висел во Дворце искусства. Ничего с той большой республиканской выставки память не сохранила. Все картины затмил обычный портрет молодой девушки. Кажется, назывался он «Студентка». Девушка в берете, с длинными светлыми волосами, руки на коленях. И больше ничего, никаких деталей. Весь он был какой–то прозрачный, легкий, перламутровый... Очень живой и настоящий. Настолько хороший, что несколько лет в папке с любимыми картинами, среди открыток с работами знаменитых мастеров прошлого, я хранил репродукцию той работы современного белорусского художника Николая Киреева, завидуя и восхищаясь простоте и выразительности. Показывал ее время от времени своим однокурсникам.

С тех пор я и стал следить за новыми работами живописца. Радоваться его творческим удачам, словно он мой близкий друг. Интересно, что сейчас, встречаясь на вернисажах, обмениваясь репликами о картинах, я не признался художнику, не рассказал о том портрете.

Сегодня Николай Киреев продолжает писать, выставляется. Он импозантный профессор, учит молодежь, делится опытом. Учит любить не себя в искусстве, а искусство в себе. Но с этим ничего не могу поделать — видя его новые холсты, портреты, пейзажи и композиции, я всегда вспоминаю ту светлую девушку в берете и свой юношеский восторг.

Возможно, что написан тот великолепный холст в то же время, когда Евгений Коктыш сделал этот снимок.

ladzimir@tut.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter