Вкусный имидж — серьезное преимущество нашей пищевой индустрии. Стоит ли терять такую уникальность?

Много и дешево — не значит хорошо

Чтобы сохранить имидж «вкусной страны», Беларуси целесообразно ориентироваться прежде всего на органическую продукцию, а не на суперсовременные технологии

Привыкли мы вкусно жить! Нашим продуктам питания отдавали и отдают должное и европейцы, и россияне, и жители других регионов. Не кухне (хотя ее тоже многие хвалят), а магазинной, стандартной еде. Стандартной для нас. И почти деликатесной для многих государств. Особенно вестернизированных, с «заточенной» на эффективность пищевой индустрией, а не на удовольствие потребителя. Бренды там учат любить ушами (насыщая трескотней безудержной рекламы), а не вкусовыми луковицами. Нет, и на Западе есть приличные продукты. Но они, как правило, очень дорогие. У нас гурманство было доступно. Но нынче всё чаще читаешь на упаковке длинный перечень разных добавок «Е». Они не вредны, но и не полезны. И уж точно не делают наши продукты вкуснее. Хотя маркетологи, производители и сетевые ретейлеры со мной не согласятся. Международный опыт помешает. Но опыт на стол не поставишь, обед им не приправишь. И «невкусных» стран много. Вкусный имидж, как мне кажется, — серьезное преимущество нашей пищевой индустрии. Стоит ли терять такую уникальность?

Белорусские продукты всегда ценили за их качество и натуральность не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.
Фото Александра Кушнера

Ну не все технологии одинаково полезны. Как и рецепты. Даже если они европейские. Надо же анализировать, критически оценивать, как и почему эти самые технологии и рецептуры появились. И соответствуют ли нашим национальным целям и вкусам. 

Французы веками гордятся своей кухней. Надо отдать должное: доказали почти всему белу свету, что их лягушачьи лапки, улитки и другая земноводная живность являются шедевром кулинарии. Хотя готовить-то их стали в свое время из-за банального голода. Самый уважаемый французский король Генрих IV ставил целью своего правления, чтобы в каждой семье его подданного по воскресеньям была в котле курица. Другими словами, мясо французы пять веков назад не могли себе позволить даже раз в неделю! Вот и восполняли дефицит белка всем, что квакает или движется в раковине. В славянских странах, щедро одаренных реками, прудами, лесами, проблема продовольствия так хронически остро не стояла. Наша национальная кухня изобилует мясными блюдами и множеством другой вкуснятины. Чему удивлялись даже посольские европейцы, рацион которых на родине был получше. Вопрос: а зачем нам копировать «голодные» блюда?

Фото из архива «СБ»

С современными технологиями — та же история. Многие инновации рождались не из стремления сделать продукт вкуснее, полезнее, здоровее, а исключительно в коммерческих целях. Принято восхищаться немецким пивом. Так некоторые его сорта — крашеные. Чтобы продавать побольше и подальше, немецкие концерны довели технологию очистки (чтобы отсутствовала всякая органика — основа брожения) до такой степени, что по цвету ячменный напиток стал напоминать слабо подкрашенную водичку. Но не менять же технологию обратно! Пожали плечами и стали подкрашивать продукт. Кондитерские изделия научились насыщать разными загустителями, подсластителями, ароматизаторами, усилителями вкуса… Грудинку уже коптят (хотя этот процесс уже так и не назовешь), отмачивая в специальных жидкостях. Быстрее получается. В средиземноморских странах вино вовсю разгоняют в центрифугах. Всё делается для убыстрения процесса. Правда, пищевая промышленность уже постепенно превращается в химическую. Стыдно сказать, газировки приличной не найдешь почти от слова «совсем»! Чтобы цвет, вкус и запах были на основе натуральных экстрактов, а не набора «Е» лабораторного происхождения. «Тархун», «Дюшес», «Байкал» сейчас делают в пробирке! 

Самое печальное, что мы всё больше и больше погрязаем в таких инновациях. Как же, они ведь повышают эффективность!
И представители торговых сетей давят (как и их западные коллеги): делайте продукты дешевле, иначе не возьмем на реализацию. Не получается с нормальными ингредиентами вписаться в нужную себестоимость — применяйте заменители. И пускай неорганическая продукция. Главное, чтобы была дешевая. Тогда маржу на продаже можно заработать побольше.
Через эту историю прошли многие западные, а еще в большей степени — восточноевропейские государства. В погоне за высокой нормой прибыли вкупе с монопольной жадностью сетей сделали ассортимент массмаркета весьма дорогим, но не очень вкусным.

Фото Алексея Вязмитинова

Конечно, полностью зеленым земледелием накормить-напоить всех без исключения достаточно проблематично. Но вся ли «химия» применяется обоснованно? Возможно, пора пересмотреть стратегию развития пищевой отрасли. Лично я не могу понять: зачем нам идти по какой-то международной, якобы общепринятой модели? Чтобы нарастить экспорт? Поставлять дальше и больше, а для этого нужны и сроки годности более длительные? Возможно. Но можно же пойти и по другому пути: делать лучше и продавать дороже. В мире на самом деле достаточно много еды. И дорогой, и не очень. Но мало вкусных продуктов питания. И пока зарубежные друзья просят привезти в качестве гостинца наши дрожжевой хлеб, грудинку, колбасу, надо останавливаться в гонке за «современные» технологии. Иначе превратимся в обычных скучных и серых пищевиков. Кстати, в конкуренции тогда однозначно проиграем. В чем в чем, а в мастерстве из литра молока делать ведро какого-нибудь продукта транснациональные корпорации преуспели лучше нас. А вот толковые продукты выпускать уже разучились. Пищевых «химиков» много, «натуралов» — намного меньше. И мы среди них. Пока. Но можем записаться в массовые ряды. А нам это надо?

ФОТО АЛЕКСАНДРА КУЛЕВСКОГО

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter