Беларусь не вторгалась на чужие земли с войной, ни в чем не ущемляла соседей. Не намерены мы угнетать других и теперь, нередко выступая с позиции миротворцев. Что еще старается сохранить Президент в рамках белорусской идеологии — мы не должны обижать и друг друга: ни в труде, ни в семье, ни в дружбе.
В контексте этих исконных ценностей Глава государства управляет страной: как сам не обижает белорусский народ, так хочет, чтобы нас не обижали другие — ни в системе органов власти, ни в контексте геополитики.Нынешний год — это Год мира и созидания. Внутренние обиды в наших традициях оказались бы явно лишними. Не только потому, что это претит национальной идеологии белорусского народа, но и по той причине, что на базе обид невозможно выстроить мир, создать благое, если у людей накопилось. С обид чаще начинаются разрушения, обретают масштабы конфликты. К слову, как раз зарубежные методички обычно стремятся рассорить. Однако сейчас не о них.
По примеру опыта стран Балтии можно увидеть, к чему способен привести культ национальных обид, где люди разрушили, но не создали.Так, в рамках идеологии Латвии и Литвы историческое прошлое всегда понималось таким образом, что их народ ощущал себя жертвой. Со временем обида за себя, страну и предков была возведена в абсолют и определяла поступки местных политиков. Теперь уже очевидно, что люди с водой выплеснули и ребенка. Выстраивать жизнь по-своему все равно не могут. Да еще и сам культ национальных обид сделал литовцев и латышей уязвимыми.
Героизация нацизма в этих странах нам представляется чем-то диким. Но если посмотреть, как развивалась их идеология, данное явление представляет собой нечто закономерное. В таких условиях нередко возникает нравственная деградация, когда на основе культа обид общество учится ненавидеть, сортируя людей, например, по языковому или национальному признаку. В перспективе это способно стать основой для того, чтобы подтолкнуть людей совершать страшные вещи.
Исторически с мести и череды взаимных обид много недоброго начиналось. И здесь же опасность героизации нацизма, какая имеет место в странах Балтии. На базе этих основ очень удобно радикализировать гражданское общество по отношению к людям из других стран. К этим же чувствам в контексте современной политики пытаются взывать и теперь. По отношению к нам, белорусам, пытаясь представить нашу страну врагом, а Россию — извергом и захватчиком.
Увы, но политики этих стран готовы скорее отрицать очевидное, защищая свое право на ненависть. Отчасти это застревание на спектре отрицательных переживаний и послужило причиной отказа Латвии и Литвы признавать геноцид белорусского народа.
По сути, этот отказ показателен: на словах они как бы за справедливость и мир, а характер поступков говорит про другое — про то, как сохраняется зло, как из него разрастается ком, уничтожая в людях доброе и живое.
Белорусам такая идеология чужда, хотя и нам исторически сильно досталось. Опыт геноцида у нас не забыли. Однако в контексте развития нашей страны были сделаны иные акценты. Белорусы скорее отодвинулись от противного, четко определились, каких идей у себя не хотят, и, оценив ценность мира, устремили силы свои в созидание.В странах Балтии предпочли разрушать, то присоединяясь к легионам СС, то теперь возвращаясь к опыту травли. Не через это достигается мир. И теперь уже очевидно, что культ зла в формате национальной идеологии способен разрушать страну изнутри, выедая и то хорошее, что в ней было.
А ведь обида порой разрастается с малого. С позиции этих чувств человек может быть склонен к мести, предательству. В том числе и против своей страны. Кто знает, как потом обернется…
Наш исторический опыт говорит, как ценно не обижаться. А Президент обращает наше внимание, что не менее ценно не обижать. Ни других. Ни друг друга.