Беспредел на дорогах
В управлении Государственного комитета судебных экспертиз по Минской области сообщили о нетипичном ДТП: автомобиль сбил пешехода, который получил тяжкие телесные повреждения. В чем заключается нетипичность? Эксперты исследовали ходовую часть машины. Мало того что шины задних колес имели различный рисунок протектора (на одной оси допускается установка шин только с одинаковым рисунком), так еще остаточная высота рисунка одного из них составляла всего 0,22 мм. Более того, при исследовании рабочей тормозной системы эксперты были в буквальном смысле шокированы: в тормозной магистрали заднего левого колеса обнаружен обжатый и наглухо закупоренный патрубок. То есть колесо было сознательно лишено тормозов. Вердикт однозначен: эти неисправности имели эксплуатационный характер и могли быть обнаружены водителем не только путем проверки автомобиля перед выездом, но и по снижению эффективности торможения на дороге.Еще один вопиющий случай. В Слуцком районе водитель «Москвича» сбил пешехода и скрылся с места происшествия. Пострадавший спустя сутки умер. Впоследствии виновника трагедии нашли. И были выявлены нарушения эксплуатации техники: использовались шины с различным рисунком протектора, а его высота оказалась менее 1,6 мм. Но опять же удивлению экспертов не было предела, когда они обнаружили, что отсутствует… главный тормозной цилиндр. То есть речь о возможности эффективно тормозить здесь не могла вестись в принципе — не работал и так называемый ручник. Как вы думаете, что будет, если подобная «техника» будет регулярно появляться на наших дорогах?
Идея права и ответственности
Белорусские законодатели, рассматривая нормативно-правовую базу, регулирующую систему технического осмотра автомобилей, подходят к этой теме комплексно, считает Игорь Комаровский, председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи. Депутаты рассматривали различные варианты организации этой системы, всесторонне изучали опыт как наших ближайших соседей, так и других государств. Но, согласитесь, техническое состояние автомобиля, как, кстати, и медицинское соответствие водителя, устанавливается на момент осмотра одномоментно, а что будет после выезда за пределы диагностической станции — неизвестно. Поэтому члены комиссии выносили предложение о плавном переходе этой системы в сторону гражданской ответственности, ужесточив одновременно и ответственность за ненадлежащий контроль за транспортными средствами.Идея проста: каждый автовладелец должен следить за состоянием своего автомобиля и своевременно принимать меры по устранению неисправностей. Это касается и медицинского состояния водителя: если садишься за руль, должен быть уверен, что состояние твоего организма позволяет делать это безопасно не только для тебя, но и для окружающих. Если запустил один из факторов или оба одновременно, что привело к тяжелым последствиям на дороге, — изволь ответить по полной. Ответственность в этом случае будет повышена довольно существенно.
Конечно, речь о возможности перехода этой системы на рельсы гражданской ответственности идет только в отношении автотранспорта любителей, но ни в коем случае не о профессиональной сфере, где практика регулярных техосмотров автомобилей и медицинского состояния водителей должна, конечно же, сохраниться.
По пути закона
Однако, как отмечает Игорь Комаровский, органы государственного управления, которые занимаются регулированием этой сферы, не совсем готовы вплотную рассматривать данный вопрос с точки зрения упомянутых нами подходов. Представители ответственных структур объясняют это тем, что наше общество еще не в должной мере ментально соответствует таким нововведениям и желаемого эффекта добиться пока не получится. Поэтому необходимо продолжать проводить периодический контроль и соответствующие профилактические мероприятия, считают представители этих структур. Но вопрос до сих пор остается дискуссионным, считает депутат.Да, у наших ближайших соседей-россиян в конце декабря минувшего года отменили обязательный техосмотр для автомобилей возрастом до 4 лет, принадлежащих физическим лицам. Однако такие вопросы не могут решаться быстро, уверен Игорь Комаровский. Действительно, поворот в сторону гражданской ответственности в этой области требует внесения изменений не только в Гражданский кодекс, но и в Уголовный. Кроме того, понадобится налаживание взаимодействия всех заинтересованных структур.
Учитывая баланс интересов
Есть еще один очень важный момент, который говорит в пользу постепенного перехода ответственности за техническое состояние личного автотранспорта в сторону гражданской. Как считает председатель парламентской комиссии, актуальность обязательного техосмотра была очень высокой во времена дефицита запчастей и станций технического обслуживания. Да и автомобилей в целом было сравнительно немного. Сегодня же никакого дефицита нет — всевозможные запчасти от любого производителя на любой вкус, цвет и кошелек. Бурный рост количества частных машин вызвал соответствующий импульс на рынке запчастей. СТО тоже хоть отбавляй: хочешь — поезжай к дилерам, хочешь — к мастерам с более скромными аппетитами. В любом случае есть возможность поддерживать автомобиль в должном состоянии. Самое главное при этом — осознавать необходимость и важность делать это регулярно и своевременно, это и есть гражданская ответственность.Депутаты стараются уходить от стереотипных, шаблонных и категоричных подходов в этой области, внимательно изучают опыт других стран, поясняет Игорь Комаровский. Однако требуется определенное время, для того чтобы все заинтересованные ведомства были готовы вести предметный разговор на эту тему. Сегодня благодаря широчайшим информационным возможностям общественные ожидания, взгляды и мнения намного опережают поступательные и взвешенные действия государства. В этом и заключается главное противоречие, которое не позволяет ускорить процесс совершенствования системы техосмотра автомобилей. Торопиться здесь нельзя — важно сохранить баланс интересов гражданина, общества и государства.
Соблюдая международные обязательства
Республика Беларусь является добросовестным исполнителем международных договоренностей, заключенных между государствами в различных сферах деятельности. Если говорить о процедуре периодического технического осмотра, в настоящее время в отношении данного вида оценки соответствия технического состояния транспортных средств действуют не только акты национального законодательства, но и международного, отмечает Юрий Ленчевский, директор РУСП «Белтехосмотр».Во-первых, существует Конвенция о дорожном движении, в статье 39 которой указывается, что в национальном законодательстве должна быть предписана необходимость проведения периодических технических осмотров для автомобилей, используемых для перевозки пассажиров и имеющих, помимо сиденья водителя, более 8 мест для сидения; автомобилей, используемых для перевозки грузов, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, а также прицепов к таким транспортным средствам. Кроме того, национальное законодательство должно по возможности распространять данное требование и на другие категории транспортных средств.
Во-вторых, есть и Закон «О безопасности дорожного движения», принятый на 45-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ, статья 27 которого посвящена техническому осмотру транспортных средств. В ней говорится, что транспортные средства, находящиеся в эксплуатации на территории государства — участника СНГ, подлежат техническому осмотру, проведение которого предусмотрено национальным законодательством в области технического осмотра транспортных средств.
Принцип жизни и безопасности
В качестве одного из оснований для отмены технического осмотра в отношении физических лиц — владельцев транспортных средств в Российской Федерации разработчики законопроекта указали обязанность владельца содержать свой автомобиль в исправном техническом состоянии и не выезжать на дороги при наличии неисправностей. Такие требования прописаны и в ПДД: содержать транспортное средство исправным водитель должен вне зависимости от факта прохождения технического осмотра. Вместе с тем остается до конца непонятным вопрос о навыках и опыте, имеющихся у водителя по определению технического состояния транспортного средства исходя из его профессии, квалификации и возможности обеспечения допуска транспортного средства к участию в дорожном движении, считает Юрий Ленчевский.Вероятнее всего, в подавляющем большинстве случаев автовладелец будет просто игнорировать периодическое прохождение указанной процедуры, что снизит общий уровень технического состояния транспортных средств. По мнению специалистов предприятия, законодатели при выработке подобных решений должны исходить из следующих принципов: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. В настоящее время сложившаяся в республике система технического диагностирования в области государственного технического осмотра позволяет за относительно короткий промежуток времени и небольшую плату проверить транспортное средство с позиции возможности его участия в дорожном движении.
Не допустить снижения ответственности
Позиция типа «техническое состояние автомобиля — компетенция исключительно его владельца» довольно сомнительна, уверен директор предприятия «Белтехосмотр». Очевидно, что влияние технического состояния транспортного средства, особенно в мегаполисах, возрастает многократно, несмотря на проводимые работы по оптимизации дорожного движения. А если обратиться к международному законодательству (модельный Закон «О безопасности дорожного движения»), то одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в нем. Поэтому степень участия любого государства, направленного на обеспечение жизни и здоровья людей, должна ставиться в приоритет для любого социума.В настоящее время доля транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, в общем объеме парка подвижного состава в стране составляет порядка 85 %, а это около 3,8 миллиона автомобилей. Отмена проведения государственного технического осмотра, помимо несоблюдения международных норм, повлечет снижение степени ответственности значительной доли автовладельцев перед обществом, которое будет негласно поощряться государством, полагает Юрий Ленчевский.
Либерализм уместен не всегда
Очевидно, что характер и количество несоответствий технического состояния транспортных средств, выявляемые диагностическими станциями, пока не позволяют говорить о возможной либерализации, а тем более об отмене процедуры техосмотра для автомобилей физических лиц, уверен Юрий Ленчевский. Государством сформирована уникальная и безальтернативная система диагностирования, способная оперативно сформировать заключение по техническому состоянию автомобиля. За счет своей разветвленности (в республике насчитывается 229 диагностических станций) автовладелец сводит к минимуму время доставки своей машины для проверки.Отмена гостехосмотра даже только в отношении автолюбителей нанесет серьезный удар по основам развития системы, считает директор «Белтехосмотра». А либерализация процедуры в стране видится не в освобождении отдельных категорий транспортных средств от его прохождения, а в переходе на унифицированные требования, которые используются крупными геополитическими образованиями (Таможенный союз, СНГ, Европейский союз и т.д.). Это позволит сохранить сложившийся мощнейший производственный и человеческий потенциал, направленный на обеспечение безопасности дорожного движения.
Зарабатывать больше, тратить меньше
Рассматривая все мероприятия и меры, которые имеют отношение к безопасности дорожного движения и его организации, надо следовать простому принципу — стремиться выявлять причины и факторы, которые приводят к дорожно-транспортным происшествиям, говорит Юрий Важник, председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте. Сложившаяся статистика свидетельствует о том, что из-за технических неисправностей автомобилей происходит лишь около 2 % ДТП. Мировой опыт подтверждает, что на любые формы контроля надо тратить гораздо меньше средств, чем они дают, — везде следует просчитывать экономический эффект. Настала пора соотнести вложения и трудозатраты, которые идут на организацию технического осмотра транспортных средств, включая последующую систему контроля его наличия у автовладельцев и практический эффект от проведенных операций и мероприятий.По мнению эксперта, все должно делаться по формуле «меньше затрат, больше результата». Действительно, такой подход довольно разумен и рационален, тем более что у нас функционирует в целом система гостехосмотра, которая принципиально не отличается от той, которая досталась Беларуси в наследство еще с советских времен. Но ведь время идет, все меняется, и каждое движение со стороны как государства, так и частных предприятий оценивается прежде всего с экономической точки зрения и должного эффекта.
У каждой страны свой путь
Учитывая вышеупомянутую статистику, обязательный техосмотр автомобилей для физических лиц, безусловно, надо постепенно упразднять, как это сделала в свое время Украина и совсем недавно Россия. Но необходимо очень глубоко проанализировать, насколько тенденциозна эта статистика, и только после этого принимать ответственное решение. У каждого свой путь. В Украине, например, уже готов законопроект о возвращении техосмотра — повышение аварийности стало тревожной тенденцией, но опять же только ли по вине неисправных авто? Самое худшее решение — то, которое принято с завязанными глазами, подчеркивает Юрий Важник. Представьте себе обоснование: давайте просто оставим техосмотр (или отменим), потому что он нужен (или не нужен). Надо все взвесить и просчитать. Решений типа «попробуем так или эдак» быть не должно — цель должна оправдывать средства. Как и должны быть учтены интересы всех участников и организаторов дорожного движения.Кстати, в сентябре 2022 года в стране вступит в силу обновленный Закон «О дорожном движении», который предусматривает необходимость мониторинга его параметров. Будем надеяться, что результаты этого мониторинга позволят ответить в том числе и на актуальный для всех автолюбителей вопрос о необходимости отмены обязательного техосмотра их автомобилей.
А КАК У НИХ?
В «Дорожной карте создания Единой транспортной зоны по направлению конкурентной и ресурсосберегающей транспортной системы» Европейская комиссия представила свою цель — «идеологию нулевой смертности» (zero-vision). Она заключается в снижении по возможности до нуля количества аварий со смертельным исходом в дорожном движении Европейского союза до 2050 года. Для достижения этой цели Европейская комиссия установила семь стратегических целей, определила меры по безопасности транспортных средств и стратегии для снижения числа пострадавших и улучшения безопасности особо уязвимых участников дорожного движения. Технический осмотр является частью системы, построенной на трех базовых принципах: регулярных технических осмотрах транспортных средств; проверках на придорожных постах (для транспортных средств, которые используются в коммерческой перевозке грузов и пассажиров), дополняющих регулярный технический осмотр; регистрационных действиях для транспортных средств в целях недопущения к участию в дорожном движении автомобилей, представляющих непосредственную опасность. Такая конструкция вполне могла бы стать основой для установления национальной системы тройного контроля за техническим состоянием транспортных средств, участвующих в дорожном движении, убежден Юрий Ленчевский.
shamko@sb.by